[] [ ]
[ ]
[ ]
[ССЫЛКИ]
] [ |
|||||||||
[СТАТЬИ
И ОЧЕРКИ] [ ] [ ] ]
[ ]
[КОНФЕРЕНЦИИ]
|
“В РУССЕ БЛАГОПРИЯТНЫЙ БИЗНЕС-КЛИМАТ И У НЕЕ ЕСТЬ ШАНС ЖИТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ СЕЙЧАС” Разработка проекта стратегии социально-экономического развития города Старая Русса и Старорусского района была начата два года назад. В настоящее время проект приобрел статус закона для территории, так как был утвержден Старорусской Думой. Он уже “стартовал”. Для чего городу потребовалась концепция стратегического развития! Каково ее содержание! Что она обещает ему и когда! На эти и другие вопросы нашему корреспонденту ответил руководитель проекта МГТУ им. Баумана “Обзор конкурентоспособности российских регионов” А. Н. ПРАЗДНИЧНЫХ. — Алексей Николаевич, давайте расшифруем, что такое — стратегическая концепция развития региона? — Я бы сказал так: это его предназначение, к которому все должны стремиться, и пути его достижения. — И какое же это предназначение? — Оно сформулировано в миссии города. Мы его не придумали, а вывели из данных предварительного социально-экономического анализа города и интервью с представителями различных групп его жителей. Итак, Старая Русса должна стать процветающим сообществом граждан с мощным предпринимательским духом, городом-курортом с высоким качеством сервиса, с конкурентоспособной и экологически чистой промышленностью и тысячелетними традициями творчества и демократии. В понятие “город” мы вкладываем не дома, не здания и улицы, а сообщество граждан, объединенных общими интересами. Важно, чтобы в этом сообществе жил дух предпринимательства, который способствовал бы развитию существующего бизнеса и возникновению новых предприятий. Старая Русса — город-курорт. Чтобы здравница развивалась и стала лучшей не только на северо-западе России, как мы хотим, необходимо значительно поднять качество ее сервиса. Для промышленности же первые условия — конкурентоспособность и экологическая чистота. — Что предлагает концепция для осуществления этого предназначения? — Определить, к чему нужно стремиться. Наша основная цель — высокий и постоянно улучшающийся уровень жизни среднестатистического горожанина. Какими путями к нему быстрее пройти? Например, осознавая, что будущее процветание города станет прежде всего основываться на труде, разуме, способностях граждан, общей вере в то, что справедливое соперничество в бизнесе, сотрудничество и доверие обеспечат ему уникальные конкурентные преимущества. Нужно уяснить и запомнить, что конкурентоспособность — это правильный выбор направлений, где мы можем конкурировать, и понимание того, как будем это делать. Администрация города и района должна поддерживать развитие частного сектора, помогать инвестициями людям, инфраструктуре, сфере образования, налаживать продуктивный диалог с частными производителями товаров и услуг, объединениями граждан. Именно помогать, не вмешиваясь в процесс конкуренции. В концепции мы вспоминаем и о молодежи. Причем вспоминаем не походя, а связываем с ней будущее города, региона. Здесь важно, чтобы выпускники школ не уезжали, а оставались “дома”. Учились в городе, а потом работали на его благо. Где молодежь — там жизнь. И когда предприятия — крупные, средние и малые — будут работать динамично и выпускать продукцию, конкурентоспособную не только в пределах области, но и на российском и международном рынках, территория будет в силах лучше помогать малообеспеченным и материально незащищенным гражданам. Ничто не должно мешать проявлению инициативы человека, группы, предприятия. Деловая инициатива есть залог успешности бизнеса, занятости населения. А чем продукция лучше, тем выше доходы горожан. В Руссе бизнес-климат благоприятный и у нее есть шанс жить лучше, чем сейчас. — Ваша группа исследовала экономическую ситуацию старорусских предприятий. К каким выводам вы пришли? — Поговорим о некоторых моментах, свойственных всем. Проблемы старых предприятий, работающих еще на базе советских времен, — плохое понимание своих потребителей. Они зачастую не знают и не пытаются узнать, чего от них хочет потребитель и что из аналогичной продукции предлагают конкуренты. Не исследуется, что именно ценит покупатель в данной продукции, в каком направлении можно расширяться или видоизменяться, чтобы закрепить или усилить в товаре преимущества, может быть, придать ему какие-то новые качества, которых нет у товара конкурентов. Далее. Многие предприятия имеют недостаточно информации о рынке, на который они работают, не стремятся его расширить, выйти на российский, международный уровень и закрепиться там. Предприятия обычно стремятся к снижению стоимости продукции, считая, что это мощное конкурентное преимущество. На самом же деле надо, наоборот, ориентироваться на повышение ценности продукта для потребителя, а значит, и его стоимости. Потребитель, если ему предложат что-то действительно хорошее, то, что ему нужно, за ценой не постоит. Мы переговорили с руководителями предприятий, объяснили, что вся стратегия развития должна опираться на знание современного потребителя, — Вы уверены, что реализация концепции в Старой Руссе — дело реальное? — По крайней мере, мне хочется верить, что это так. Здесь возможностей много. Главное, администрация города и района намерена наши предложения и разработки воплотить. Важно, что она демократически настроена, учитывает предложения и интересы горожан. Успех “продвижения” стратегии будет зависеть от того, как каждый старорусец будет понимать свою роль во всем этом, будет ли он ее активно исполнять и сумеют ли отдельные группы горожан объединиться и “продвигать” свои интересы. — Как у вас сложились отношения с администрацией? — По-деловому. По крайней мере, мы видим заинтересованность с ее стороны в нашей работе, видим, что руководство города глубоко понимает, зачем нужна стратегия развития территории и как ее надо осуществлять. Знаю, что вскоре будут созданы комиссии по реализации концепции и что войдут в них сотрудники администрации, представители сообществ, предприятий, коммерческих структур, профессиональных учебных заведений — самые активные, заинтересованные и инициативные люди города. В рамках комиссии будет выделено несколько подкомиссий, которым предстоит вести работу на конкретных направлениях. Мы рассчитываем, что наши рекомендации они воплотят. — Можно пример? Назовите хоть одно такое направление. — Все мы знаем, что разрыв между навыками, которые получают молодые люди в профессиональных учебных заведениях, и теми, которые от них требуются на рабочих местах, огромен. До сих пор система образования живет по своим законам, а бизнес — по своим. В Старой Руссе мы предлагаем решить эту задачу, “срастив” интересы обучения и бизнеса. Каким образом? Создав два центра занятости на базе учебных заведений. Будем сразу учить ребят, как надо предприятиям, объяснять, какими данными и навыками они должны обладать, чтобы принести пользу производству и сделать собственную карьеру. Причем здесь, в Старой Руссе, на родине. К решению этой проблемы будем привлекать и руководителей учебных заведений, и представителей бизнеса. — Алексей Николаевич, это хорошо, что есть стратегическая концепция развития, которая ставит конкретные задачи, но ведь людей надо научить их решать. Кто это сможет сделать? — Мы предлагаем создать совет по конкурентоспособности, в который вошли бы руководители города и района, предприятий, представители бизнеса и различных групп интересов. Всю свою деятельность этот совет должен направить на развитие самых перспективных направлений экономики города. Для Старой Руссы самые перспективные — туризм, пищевая, легкая промышленность, производство продукции машиностроения и химического оборудования. Совет мог бы планировать шаги бизнеса, определять стратегию развития отдельных отраслей, привлекать инвестиции, человеческие ресурсы, решать межрегиональные проблемы. Например, организовывать и проводить бизнес-семинары для групп предприятий. Сегодня семинар — дело дорогое, одному кому-то его не осилить, а учить людей надо. Можно учебу организовать в складчину, тем более что предприятий-конкурентов в городе нет. — Самый больной вопрос для нас, да, наверное, для всех сегодня — нехватка инвестиций. Где и как их можно “взять”? — Привлекая инвесторов, администрации многих городов занимают позицию выжидания: вот придет кто-то со стороны и предложит деньги. Но никто, как правило, сам не приходит. Наиболее успешно будут работать и лучше жить те регионы, которые сами активны: знают, чего хотят, что нужно для реализации идей и в какие отрасли какие объемы инвестиций требуются, и сами же ищут инвесторов, пропагандируя свои города или территории с их возможностями. У Старой Руссы очень хорошие возможности для привлечения инвесторов. И ее администрация активно “продвигает” марку города в России, за рубежом. — Стратегическая концепция развития Старой Руссы начала работать недавно, но, может быть, уже можно привести примеры ее реальных шагов? Уже есть результаты? — Есть. Мы отмечали, к примеру, что в городе еще год назад было довольно низким качество информационно-телекоммуникационных структур, в частности, не имелось ни сотовой, ни пейджинговой сетей связи. Сейчас же сотовые телефоны всех стандартов уже привычны в обиходе, ведется речь о создании пейджинговой структуры. В Руссе появилось кабельное телевидение, у него уже тысяча абонентов. Скоро многие горожане смогут получить доступ к высокоскоростному Интернету. Для решения этого вопроса и создается инфраструктура. — Алексей Николаевич, поделитесь вашими личными наблюдениями. Куда выгоднее вкладывать средства, привлекать инвестиции: на старые предприятия или на создание новых? — Инвестиции должны идти в первую очередь туда, где создается наибольшая добавочная стоимость, где высокие доходы, заработки. Для вашего города имеет смысл расширять, качественно обновлять и усиливать то, что уже имеется: пищевую промышленность, например. С ее возможностями можно заняться выпуском более сложной продукции, чем выпускается сейчас. Требует материальных вложений курорт, развитие туристического сектора. — Давайте помечтаем. При успешном осуществлении концепции какой вы видите Старую Руссу? — Мечта моя в первую очередь связана с молодежью. Очень хочется верить, что за ней будущее как Руссы, так и России, что она станет хозяйкой жизни. Второе. Надеюсь, сюда придут инвесторы и приведут за собой средства для осуществления инвестиционных проектов. Очень хотелось бы видеть продукцию старорусских предприятий на международном рынке, и чтоб она была востребована. Мы с особенным оптимизмом смотрим на развитие курорта и увеличение его вклада в экономику города, а еще хотим, чтобы здесь не было безработицы, чтобы люди получали достойную зарплату. — И сколько же времени нужно, чтобы до всего этого “дойти”? — Если говорить о миссии города, то это долговременная программа-максимум, она будет актуальна всегда. Отдельные же задачи могут быть решаемы в короткий период времени: за три-четыре года, а отдельные проекты даже в более краткие сроки. — Будет ли для вас лично, для вашей группы иметь значение, как пойдет реализация концепции в нашем городе? Или вы уже выполнили свою работу? — Мы будем работать с городом дальше, если в глазах, поступках, действиях рушан увидим энтузиазм. Сказав “работать дальше”, я имел в виду подготовку новых рекомендаций, когда местная “реформа” будет набирать обороты. Записала Т. ВЕТРОВА
|