Соборная Сторона I ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ
[ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ] [РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА] [ПОПЕЧИТЕЛИ] [СХЕМЫ СТ. РУССЫ] [БЛОКНОТ ГЛ. РЕДАКТОРА] [ССЫЛКИ]
[СТАТЬИ И ОЧЕРКИ] [МОЛИТВА ЗА СВЯТУЮ РУСЬ] [СТАРОРУССКИЙ КРАЙ] [ФОТООБЪЕКТИВ] [СПРАВОЧНОЕ БЮРО] [КОНФЕРЕНЦИИ]
 

ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ

(наиболее интересные и информативные публикации в центральных, новгородских и старорусских печатных СМИ о Старой Руссе, ее истории и культуре; аналогичные по теме публикации из газет и журналов других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья)



А ВЫБОРЫ УЖЕ НА ГОРИЗОНТЕ

В сентябре новгородцы опять пойдут на избирательные участки

Как мы уже сообщали, Новгородская областная дума приняла в первом чтении закон "О выборах Губернатора области". Документ, к которому всё более возрастает интерес наших читателей. Ведь выборы главы администрации области уже не за горами...

Один из разработчиков закона, заместитель председателя областной думы Сергей ФАБРИЧНЫЙ, дал интервью корреспонденту "НВ".

- Закон "О выборах Губернатора области" принят в первом чтении. Стало быть, скоро депутаты думы вновь к нему вернутся...

- Мы сейчас стараемся основные нормативные акты принимать в первом чтении, с тем чтобы была возможность еще раз осмыслить содержание документа и, если потребуется, внести в него коррективы. Закон "О выборах Губернатора области" будем принимать во втором чтении на заседании думы 26 февраля...

- Этот законопроект обсуждался на постоянных комиссиях по законодательству и по местному самоуправлению областной думы. А был ли он предметом обсуждения политических партий и общественных движений?

- Мы дважды встречались с представителями политических партий, региональные отделения которых зарегистрированы на территории Великого Новгорода - "Единая Россия", КПРФ, СПС, ЛДПР, "Яблоко", Демократическая партия России. Одним словом, все, кто проявил интерес к этому законопроекту, имели возможность участвовать в его обсуждении. Естественно, что мы постарались учесть все их конструктивные замечания и предложения...

- Итак, выборы губернатора области состоятся...

- В сентябре текущего года. А более точную дату я назвать пока не могу, поскольку это в компетенции нашей областной думы. Она и решит...

Из проекта закона:Выборы Губернатора области назначаются областной Думой.

Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до истечения срока, на который был избран Губернатор области. В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора области по основаниям, предусмотренным Уставом области, областная Дума назначает дату выборов не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

- Ходят разговоры, мол, а не лучше ли совместить выборы губернатора и депутатов Государственной Думы, которые намечены на декабрь. Вы как к этому относитесь?

- Еще в 1999 году решили, что нецелесообразно совмещать выборы в органы исполнительной и законодательной власти. Кроме того, декабрь - это месяц принятия бюджета и концепции социально-экономического развития области на новый год. Если избирается новый губернатор или, скажем, Михаил Михайлович Прусак, то он должен будет прекратит полномочия всех своих заместителей, председателей комитетов и консультантов, чей срок полномочий равен сроку полномочий действующего губернатора. И тогда возникает вопрос, а кто собственно будет заниматься делами области и планированием на предстоящий новый год? Если выборы проходят в сентябре, то у команды избранного губернатора есть время решить все эти вопросы...

- Хорошо. Теперь скажите, кто обладает правом выдвижения кандидатов на должность губернатора области?

- Это может быть самовыдвижение, то есть гражданин Российской Федерации предлагает себя в качестве кандидата. Или выдвижение идет по линии политических партий и общественных организаций. А раньше, помните, выдвигали собрания граждан по месту жительства, по месту работы, учебы... Теперь они не могут рассматриваться в качестве инициаторов выдвижения кандидатов на должность губернатора области.

- Отныне губернатором области может быть избран гражданин, не обязательно проживающий на территории Новгородской области.

- Абсолютно верно. Убран ценз оседлости. Раньше правом выдвигать свою кандидатуру или быть выдвинутым обладал только тот, кто являлся жителем Новгородской области. Теперь таких ограничений нет.
Законом определено, что губернатором области может быть избран гражданин, достигший на день голосования возраста 30 лет.

- Мы избираем губернатора сроком...

- На пять лет. Таков отныне срок его полномочий. Законом не предусмотрено досрочное голосование. А есть голосование по открепительным удостоверениям. Избиратель, который не имеет возможности прибыть на избирательный участок в день голосования, вправе получить в соответствующей территориальной (за 45-25 дней до дня голосования) либо в участковой (за 24-1 день до дня голосования) избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании в пределах избирательного округа, на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Определен и порог явки избирателей - не менее 20 процентов. Если в выборах примут участие менее 20 процентов избирателей, то выборы будут признаны несостоявшимися.

Избранным признается тот кандидат, который набрал более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

- Но не исключен и второй тур выборов...

- Не исключен. Если ни один из кандидатов не набирает необходимые 50 процентов голосов, то назначаются повторные выборы и повторное голосование. Во второй тур выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов, и тогда уже избранным считается кандидат, получивший простое большинство голосов.

Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место по решению избирательной комиссии области передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в выборах. Если выбыли все последующие кандидаты, повторное голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

- Существенно изменился порядок формирования избирательной комиссии области.

- Да, это так. По-прежнему половину членов избиркома назначает губернатор области, а другую половину формируют депутаты областной думы. При этом не менее 50 процентов от общего числа членов избирательной комиссии назначается губернатором и областной думой на основании предложений политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Кроме того, губернатор и областная дума назначают в избирком по одному человеку по предложению Центральной избирательной комиссии.

В поддержку той или иной кандидатуры на должность губернатора требуется собрать один процент подписей от числа зарегистрированных избирателей. В принципе можно и не собирать подписи, а внести избирательный залог, который составляет 15 процентов от установленного настоящим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата. Если зарегистрированный кандидат на выборах набирает менее 5 процентов голосов, то его избирательный залог перечисляется в областной бюджет. Кстати, этот залог уходит в бюджет области в случае отказа в регистрации кандидата, снятия кандидатом своей кандидатуры и так далее.

Из проекта закона:

Избирательные участки образуются в границах муниципальных образований из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке.

Избирательные участки могут быть образованы в местах временного пребывания избирателей (санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания избирателей)... не позднее чем за пять дней до дня голосования.

- А каков избирательный фонд кандидата?

- Ныне он составляет 750 тысяч рублей. Это предельный размер избирательного фонда. Больше - нельзя. Меньше - пожалуйста.

- Откуда взялась эта цифра в 750 тысяч рублей?

- Предельный размер избирательного фонда кандидата отдан на усмотрение субъектов Российской Федерации. Кто как решит. Например, предельный размер избирательного фонда в Калужской области составляет полтора миллиона рублей, Мурманской - три миллиона, Псковской - 500 тысяч, Архангельской - два миллиона рублей.

Мы в своей цифре исходили из перечня необходимых расходов кандидата на должность губернатора области - транспортные расходы, оплата типографских услуг, всевозможные канцелярские расходы, публикация агитационных материалов в средствах массовой информации и тому подобное.

- А из каких источников пойдут деньги в поддержку претендентов на пост губернатора?

- Избирательные фонды могут создаваться за счет собственных средств кандидата, в размере не более 7500 рублей, средств, выделенных кандидату избирательным объединением или избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, в сумме не более 10000 рублей, добровольных пожертвований граждан, не более 5000 рублей, добровольных пожертвований юридических лиц, в размере не более 50000 рублей. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год), органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям и организациям и так далее.

Из проекта закона:

При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указывается, кем выдвинут кандидат, фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, кроме указанных данных в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку. Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе. В подписном листе также отражаются сведения о наличии у кандидата гражданства иностранного государства с указанием наименования соответствующего государства.

- Полагаю, что средства массовой информации уже не будут скованы различными ограничениями и строгими запретами в освещении предвыборной борьбы, той же предвыборной агитации в газетах, на радио и телевидении, что мы имели на недавних выборах мэра Великого Новгорода...

- Вы уже более свободны. Статья 31 гласит, что "Информационное обеспечение выборов осуществляется государственными и муниципальными, а также негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями государственных и муниципальных, а также негосударственных периодических печатных изданий".

- И последний вопрос, который по-прежнему волнует значительную часть наших избирателей: о сроках пребывания одного и того же человека в должности губернатора...

- Федеральный закон, ограничивающий эти сроки, вступил в силу еще в октябре 1999 года. И именно с этого месяца и этого года идет исчисление, когда одно и то же лицо может занимать должность губернатора не более двух сроков подряд. Но поскольку наш губернатор Михаил Михайлович Прусак первый раз был избран в декабре 1995 года, второй раз - в сентябре 1999 года, то есть за месяц до вступления в силу федерального закона, то получается, что у него нулевой срок. И он может избираться губернатором в сентябре 2003 года и еще раз через пять лет после окончания срока полномочий.

Беседовал Евгений МАЛЬКОВ
(газета "Новгородские ведомости", 8 февраля 2003 г., №19)