|
По страницам газет и журналов СВЕТОРУСЬЕ Федор Михайлович Достоевский как-то написал: "Красота спасет мир". Это его выражение сейчас очень часто цитируют - к месту да не к месту, но при этом забывают, что писатель добавлял: "Некрасивость - убьет". Трудно нам всем сейчас на Руси, но родина наша еще имеет шанс не переступить грань красоты. Прошлой зимой в Германии и этой весной в Москве я рассказывал Роману Николаевичу Редлиху, русскому философу, ученику Ильина, Франка, Лосского, о городе Старая Русса, где последнее время я часто бываю, точнее - где с некоторых пор просто не могу не бывать. Так вот, рассказывая о древнем Георгиевском храме в Старой Руссе, прихожанином которого был Достоевский, а настоятель сейчас - архимандрит Агафангел, блистательный проповедник, богослов и почитатель Достоевского, а настоятель сейчас - архимандрит Агафангел, блистательный проповедник, богослов и почитатель Достоевского, я не удержался и спросил: "Роман Николаевич, как вы думаете, что имел в виду Достоевский, когда говорил, что красота мир спасет"? Он задумался: "О, это вопрос! Что такое красота? Красота входит в триединую формулу: добро, красота и истина; она входит не просто, а как бы взаимопроникая. Добро всегда красиво, и истина всегда красива. И я думаю, что Достоевский это имеет в виду. Осознание же этого триединства вполне возможно сложилось у него именно в Старой Руссе, в этом благословенном граде, где он жил с семьей, где писал, где иногда бывал по-настоящему счастлив, встречаясь с красотой добра и истины, постигая их в этом древнем русском городе"... Можно только добавить, что в Старой Руссе красота и добро буквально осязаемы еще и потому, что истоки их идут из древней и величавой истории северо-западной Руси. Земля эта буквально дышит стариной, преданиями. Сохранила, слава Богу, и немало памятников, хотя, увы, беспощадными были годы лихолетья, войны, особенно последней, второй мировой, которая смела Старую Руссу едва ли не до основания... Впрочем, памятники бывают разными. Рушане - именно так называют жителей города (не по-новому, староруссцы, а на старинный лад) - гордятся тем, что стали хранителями древнего культурного слоя с сотнями ценнейших археологических находок - включая и знаменитые берестяные грамоты - до семи метров он доходит в районе былого центра Старой Руссы. Впору тягаться с ней только таким археологическим уникумам как Москва, Новгород, Псков... Да она и на самом деле - сверстница Москвы: о Старой Руссе как о крепости летопись упоминает уже в записи о событиях 1167 года - там, где говорится о походе князя Святослава: "В лето 6675 (по современному летоисчислению это именно 1167 год)... Святослав пришел с суздальцами и с смоляны и с полоцаны к Русе, идоша Новгородцы с Якуном противу их, они же не дошедьще, воротишася, не успеша бо ничтоже..." Но тут надо сразу добавить, что всего через два года через Руссу на Новгород, неся разрушения и огонь, прошли несметные рати, как пишет летопись, "72 князей" во главе с Андреем Боголюбским... Чем древнее город - тем больше о нем сложено легенд и преданий. Так и со Старой Руссой. В ее имени - пожалуй, у единственного города нашей огромной страны - как бы старинным серебром (которое так любили славяне) впечатано имя племени наших предков - древних русов. Старая Русса... Рушане... Русь... Россия... Русские... Предание же поэтично, как и все такие легенды, и, как все подобные памятники фольклора, это лишь красивый отсвет истории, а не исторический источник. Однако такие легенды - это часть нас с вами, нашей страны и культуры, всего того, что предки наши называли образным словом Светорусье... Вот как звучит воспроизведенный русским и украинским историком Н.И. Костомаровым отрывок одной из легенд об основании Новгорода, где речь идет и о городе "Русь", и об истоках его имени: "Два брата - Словена и Рус вместе со своими приближенными решили найти новое отечество. Продвигаясь на север, дошли они до озера, которое назвали Мойско. Из озера вытекала река. Гадание предсказало им, что следует остановиться здесь на жительство. У истока реки они и поселились. Озеро было переименовано в честь дочери Словена в Ильмень, а реку по имени сына Словена Волхва назвали Волхов. Именем младшего сына Словена был назван Волховец. А основанному ими городу дали наименование Словенск (тут необходимо сделать первый комментарий: Словенск, Славянск или просто Славно - имя одной из крепостей на территории будущего Новгорода, сейчас есть еще в Новгороде Славенский холм...). Рус поместился у соляного колодца и основал город по имени Руса. Одной из рек он дал имя жены - Порусья, а другой реке - имя своей сестры - Полисть..." Такая вот сложена была легенда. С очевидностью же можно сказать, что богоспасаемый град Старая Русса основан был действительно славянами - на великом водном пути "из варяг в греки". Именно через Руссу с ее крепостью и соляными промыслами пролегала торговая дорога "из Руси (Киевской) на Русу (старую) в Новгород", упоминаемая так в летописной записи под 1120 годом... Ну, что касается рек, то действительно текут в городе реки Порусья и Полисть. Стрелка, мыс у слияния Порусьи и Полисти - одно из самых красивых мест в Старой Руссе. Предки наши понимали красоту и проще, и вернее, чем мы, - грешные, нынешние, потому и возвели они на этом мысу в XVII веке прекрасный пятиглавый Воскресенский собор, лишь недавно возвращенный верующим. Еще можно сказать позавчера работал в нем "Музей северо-западного фронта и партизанского края" - с суровой и весьма по-большевистски напыщенной экспозицией, где в бывшем алтаре... висел огромный портрет Василия Теркина. Но нашлись в Руссе люди (кстати, продолжающие хранить святую память о борьбе России, новгородцев с гитлеризмом, с нацистской заразой), сердцем понявшие, что пришла пора собор возрождать. Мне тогда так и сказал подполковник Валерий Джумаев, старорусский военком: "Вот когда ударят колокола с колокольни Воскресенского собора, буду знать - Русь жива, Русь поднимается". И ведь не для красного словца сказал, а сделал, чтобы колокола эти зазвучали... Как и многие другие, как директор завода "Старорусприбор" Александр Кузнецов. Он-то и возглавил в Старой Руссе общественный фонд "Возрождение". Да, времена меняются! Когда всего три года назад приехал я в Руссу по тем же делам - возвращения Воскресенского собора, приехал с командировочным удостоверением "Огонька", то один из руководителей города довольно жестко сказал мне: "Мы на поводу у этих церковников не пойдем. В соборе будет только военный музей...". Запись эту сохранил мой бесстрастный диктофон. Ну, а теперь тот же мой собеседник выступил едва ли не первым инициатором объявления дня празднования 1 октября Старорусской чудотворной иконы Богоматери - нерабочим днем в Старой Руссе... Видно, внимает Матерь Божия молитвам рушан и их мудрого пастыря - архимандрита Агафангела и вразумляет даже заблудшихся. Но, правда, и вчерашние горкомовцы и прочие номенклатурщики научились лихо осенять себя крестным знамением и цитировать Евангелие, ни на шаг не подойдя к Вере... Вот и герб старорусский, так сказать, официально реабилитирован - занял свое место в самом центре, в сквере, где раньше "экспонировались" лики победителей социалистического соревнования. Кстати, два слова о гербе. Его пожаловали Старой Руссе, как и многим другим городам России, в конце XVIII века. Произошло это в 1781 году. Представляет он собой щит, разделенный пополам. В верхней части щита повторялись элементы новгородского губернского герба, а в нижнем поле - оно было зеленого цвета - изображались струя воды, льющая из трубы на црен - большую железную сковороду для вываривания из соленой воды кристаллической соли на топящейся печи, символизируя основное (разумеется, - в древности основное) занятие рушан - солеварение... Соленой, минеральной воды здесь действительно вдосталь, под городом в глубине - ее целое море. Археологи находят солеваренные печи и црены, железные противни, бочки, ушаты с окаменевшей солью в самых нижних, то есть в самых древних горизонтах, слоях культурного слоя Старой руссы. Солеварение стало причиной возникновения здесь, при слиянии Порусьи и Полисти, в X веке поселения. Стала добыча соли и основой экономики нового города... Но именно этой водичкой, минеральной, богатой, да еще и грязью целебной, уникальной, лечат здесь на курорте - от ста болезней. Люди ведь исстари поняли, что соленые здесь воды не только, так сказать, кормят, но и исцеляют. Сейчас, когда отделенными странными границами оказались от нас многие привычные места курортного лечения, вдруг люди наконец-то вспомнили и о Старой Руссе. А курорт-то был здесь еще с 1828 года. Вот так - курорт лечит тело, а город Старая Русса - душу исцеляет . Старорусскими водами пользовался и писатель Достоевский, они оказались полезными для его жены и детей. Вообще появление Федора Михайловича в Старой Руссе с семьей летом 1872 года было как бы случайным, но на самом деле, конечно же, промыслительным; а так... он принял просто совет своей племянницы и ее мужа профессора Владиславлева... Вот как описывает жена Достоевского, Анна Григорьевна, приезд в Старую Руссу - на - на корабле через Ильмень: "...Ехать было чудесно: озеро Ильмень было спокойно, как зеркало; благодаря безоблачному небу оно казалось нежно голубым, и можно было подумать, что мы находимся на одном из швейцарских озер. Последние два часа переезда пароход шел по реке Полисти; она очень извилистая, и Старая Русса, со своими издалека видневшимися церквами, казалось, то приближалась, то отдалялась от нас"... Со Старой Руссой связаны восемь последних лет жизни великого писателя. Здесь он купил дом, ставший едва ли не единственной его собственностью, дом, где жила его семья. Именно в нем, на берегу реки Порусьи, Достоевский написал часть романа "Бесы", роман "Подросток", создал и большую часть романа "Братья Карамазовы". Прототипом города Скотопригоньевска - места действия романа "Братья Карамазовы" и прототипами части его обитателей стали именно Старая Русса и ее жители. Вспомните хотя бы вот этот отрывок - начало главы "Луковка" из третьей части романа: "Грушенька жила в самом бойком месте города, близ Соборной площади, в доме купеческой вдовы Морозовой, у которой нанимала на дворе небольшой деревянный флигель. Дом же Морозовой был большой, каменный, двухэтажный, старый и неприглядный на вил; в нем проживала уединенно сама хозяйка, старая женщина, с двумя своими племянницами, тоже весьма пожилыми девицами. Отдавать внаем свой флигель на дворе она не нуждалась, но все знали, что пустила к себе жилицей Грушеньку (еще четыре года назад) единственно в угоду родственнику своему, купцу Самсонову..." Почти напротив современного дома-музея Достоевского, на другом берегу реки, заросшем кудлатыми ивами и высокими тополями, стоит небольшой двухэтажный каменный дом. Эта сторона, эта часть Старой Руссы издавна и по сей день называется Соборной стороной - по Воскресенскому собору. А домик весьма примечательный: принадлежал он во времена Достоевского в Руссе некоей Агриппине Ивановне Меньшовой - она-то и явилась прототипом Грушеньки Светловой в "Братьях Карамазовых"... Старая Русса. город-музей, город-курорт, город Достоевского. Это место на карте России не смогли обойти наши нынешние заботы, болезни, разочарования, волнения и экономические неурядицы. Тяжело, очень тяжело прекрасным старорусским музеям, картинной галерее, библиотеке. Непросто сейчас жить и работать, учиться и воспитывать детей любому рушанину. Обидно, но большие сложности и у курорта - досталось многое в наследство от прошлого. Конечно, кое-кто и не выдерживает. Смотришь, и неплохой художник вынужден оставить творчество в угоду ремеслу, делает лубки на продажу заезжим иностранцам, парнишка-старшеклассник вместо нормального дела, например, по дому, шатается по комиссионным ларькам и магазинам, ну, а ответственный чиновник изобретает новый способ - как бы ему лишний раз в Америку слетать, так сказать по общественной линии, благо заинтересованные спонсоры чиновников любят... Вы скажите: так это нормально, везде сейчас так - Россия входит в рыночную экономику. Я же скажу больше: Россия там уже была, и даже очень давно, и не нужно трактатов - почитайте берестяные грамоты. Да, да, те самые, что лежали в земле Старой Руссы с XI-XII веков. Вот одна из них, письмо с поручением: "От Петра к Василию. Выдай 6 кун и гривну Вышате. Если он тебе не отдаст, потребуй с него через отрока". Отроком называли тогда младшее должностное лицо, а куна - одна из денежных единиц Древней Руси, которые употреблялись в так называемый безмонетный период... Это XII век. А в 1876 году Достоевский напишет в "Дневнике писателя" - "...Носится как бы какой-то дурман повсеместно, какой-то зуд разврата. В народе началось какое-то неслыханное извращение идей с повсеместным поклонением материализму. Материализмом я называю, - а продолжал Федор Михайлович, - в данном случае, преклонение народа перед деньгами, пред властью золотого мешка". Это не нас ли с вами увидел тогда Достоевский из Старой Руссы? - так же, как показал и в романе "Бесы" прообразы безбожных и бесчеловечных большевиков…? И все же… Все же, каждый раз приезжая в Руссу, я вижу, как побеждает она неустроенность мира. Ибо рушане, простые русские люди, строили и строят свою жизнь - может быть, сами того не подозревая, не задумываясь о смыслах слов, - на вере, надежде и любви. Мудрый Георгий Иванович Смирнов, такой старорусский Гейченко, - это он, Георгий Иванович, вытянул, выпестовал в непростые годы создание и обустройство и дома-музея Достоевского (вытянул, а вот умер, и в музее не нашлось уголка для рассказа о его жизни, о его подвижнической деятельности, ну, эта горечь - к слову…), - так вот Георгий Иванович Смирнов написал еще в 1980 году (а опубликовано это лишь в 91-м) следующее: "Мысль Карамзина о том, что Старая Русса - древнейший город на Руси, была хорошо знакома с малых лет Федору Михайловичу по "Истории государства Российского" и, по всей вероятности, оказала серьезное влияние на выбор места для панорамной экспозиции "Братьев Карамазовых". Древнейший город на Руси, сохранивший в себе ее название, и сама Русь слились в синтезе идеи Достоевского об исторической самобытности русского народа и его способности к духовно-нравственному обновлению". А дальше Георгий Иванович Смирнов цитирует Достоевского, строки, занесенные им в том же 1876 году в записную тетрадь. И опять мы слышим слова великого провидца: "Народ перейдет разврат. Ибо кто не верит в красоту народа, тот ничего в нем не понимает. Не в сплошную красоту народа, а в то, что он уважает как красоту. К тому же в нем свет и мрак вместе. Свет, положительная сторона его такова, что научит нас и возродит весь мир. Мрак таков, что мы, испорченный народ, необходимо должны прийти с излечением". Строки эти, повторяю Федор Михайлович Достоевский писал в 1876 году, встретившись со Старой Руссой - с самым русским городом нашей великой и бесконечно красивой России, России, нареченной Домом Пресвятой Богородицы. Вспомним же слова из великой ектиньи - "о граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся"… Господи, помилуй… Михаил ГОРБАНЕВСКИЙ |
|