|
По страницам газет и журналов ЗАГАДКИ ГОРОДА-МУЗЕЯ На открытии мемориальной доски основателю музея Ф. М. Достоевского Г. М. Смирнову в выступлениях ораторов прозвучала мысль, что как Санкт-Петербург – культурная столица России, так Старая Русса – Новгородской области. Да и в интервью средствам массовой информации гости Старой Руссы, люди в основном вежливые и воспитанные, говорят много лестного о городе и горожанах, но в разговорах "не для печати" высказывают немало недоумений и задают вопросы, на которые редкий рушанин может ответить. Во-первых, почему в городе с богатейшей историей, неотделимой от истории Руси, нет полноценного исторического музея? Существующие выставки "Находки археологов в Старой Руссе" и "Литература и театр в истории Старой Руссы" на звание исторического музея даже не претендуют. Во-вторых, отчего в городе, богатом талантливыми современными художниками и не менее одаренными и знаменитыми их предшественниками, нет картинной галереи? Два этажа церкви Сретенья – это "выставочные залы" для малой части коллекции несуществующей картинной галереи. Условия хранения произведений искусства там далеки от идеальных. А использование культовых сооружений не по назначению в наше время ничего, кроме недоумения и осуждения, не вызывает. Так, может быть, есть смысл, по примеру Великого Новгорода и Боровичей, подумать о передаче музею здания старорусского Дворянского собрания, что пребывает в "мерзости запустения" на углу улиц Володарского и Кириллова? В-третьих, где, собственно, жил духовный отец Ф. М. Достоевского, настоятель Георгиевской церкви, о. Иоанн Румянцев, у которого великий русский писатель снимал квартиру летом 1872 г., где писал роман "Бесы" и потом неоднократно бывал? Если это место, как некоторые предполагают, находится на перекрестке улиц Георгиевской и Сварога, то не оно ли исторически обусловлено для памятника всемирно известному писателю и мемориальной доски его духовному отцу? В-четвертых, почему никак не обозначены определенные автором места действия романа "Братья Карамазовы"? Разве плохо бы смотрелась на стене магазина "Маяк" мемориальная доска примерно с такой надписью: "Этот магазин описан Ф. М. Достоевским в романе "Братья Карамазовы", как лавка Плотниковых. В семидесятых годах XIX века в нем часто бывал сам писатель"? И почему бы для обозначения других мест, связанных с романом, не использовать камни-валуны ледникового периода из окрестностей Старой Руссы? А чтобы летом они не зарастали травой и могли "говорить", вокруг каждого камня устроить небольшую круглую или квадратную площадку с мозаичной надписью: "Ф. М. Достоевский", "Братья Карамазовы", "Илюшин камень" или "Дом Снегиревых", или "Дом Красоткиных" и т. д. В-пятых, почему в Старой Руссе уровень поверхности земли на большинстве газонов выше поверхности тротуаров, а не наоборот, как в цивилизованных странах? Неужели кому-то приятно летом и осенью ходить по лужам, а зимой и весной – по льду? И, наконец, зачем под некоторыми линиями связи и электропередач высажены высокорослые деревья, когда существует много низкорослых деревьев и кустарников? В. Сабанеев (газета “Живой мост”, № 22 от 20.06.2001 г.) |
|