В мире музыки, песен, обрядов За кулисами На островке духовности Общеизвестно, что театр начинается с вешалки. А старорусский Народный театр начинается, прежде всего, с актера, который выходит на сцену, чтобы радовать зрителя, получая взамен аплодисменты. Сегодня в гостях у нашей рубрики “За кулисами” режиссер театра “Диалог” Татьяна Александровна Васина. — Татьяна Александровна, кто они — актеры театра “Диалог”? — Это очень разные люди. Конечно, есть определенный “костяк”, который состоит из актеров, отдавших сцене 20 и 30 лет. Но много и молодежи: студентов, старших школьников Некоторые приходят даже не играть, а просто помочь подготовить спектакль Мы ведь все делаем сами — костюмы, грим, декорации Это настоящая народная самодеятельность. Недавно мы даже начали сами писать пьесы и песни к ним. Я искренне преклоняюсь перед своими актерами. Все они люди, у которых есть семьи, дети, работа. И все же, отработав смену, они приходят в театр, который любят беззаветно и вкладывают в него всю свою душу. И нет в театральном мире награды большей, чем аплодисменты зрителей. — Театру “Диалог” исполняется 10 лет. Что-то изменилось в нем за этот период времени? — Да, мы стали более профессиональными. Время идет, и зритель становится все более требовательным. Если раньше он видел какие-то недоделки, то относился к ним с пониманием. Во время спектакля может случиться что угодно. Актеры все-таки непрофессиональные, а потому могут растеряться, забыть текст Сегодняшний зритель настолько избалован потоком различных фильмов, концертов, шоу, что не простит малейшей оплошности и может в дальнейшем вообще не прийти в театр. — Татьяна Александровна, что входит в репертуар Вашего театра? — Репертуар наш разнообразен. Я, честно говоря, даже затрудняюсь сказать — сколько пьес мы сыграли за 10 лет Достаточно много — от “Идиота” Достоевского до “Осколков” Чехова. Теперь стараемся выбрать для постановки что-то свое. А ставить в современной России нечего. Великая русская и советская классика сегодня не востребована. Современная драматургия достаточно интересна, в ней есть замечательные произведения, но все они посвящены той “чернухе”, среди которой мы и без того все живем. Разве люди пойдут смотреть на то, что их окружает ежедневно? Театр — это праздник, пусть даже иногда со слезами на глазах, но все же праздник. Например, в пьесе “Притворщики”, которую старорусские зрители уже могли увидеть, присутствует легкая грусть, но не безнадежность. Иногда мы ставим спектакли для себя, чтобы определить — до чего мы доросли. Кроме того, устраиваем бенефисы, чтобы актеры попробовали сыграть то, что, возможно, никогда и нигде не сыграют. Будь то знаменитая сцена на балконе в “Ромео и Джульете” или “Укрощение строптивой” того же Шекспира. Также мы регулярно проводим литературные гостиные. Это уже не актерский, а скорее “чтецкий”, камерный жанр. Следующая гостиная будет называться “Все начинается с Любви”. Должно получиться интересно. — Ваш театр выступает где-либо за пределами Старой Руссы? — Еще два года назад мы часто выезжали со спектаклями в Старорусский и другие районы области. Раньше бывали даже на театральных фестивалях в Новгороде, но их уже четыре года, как нет и в помине. Играем только в городе. Слишком большие сложности, главным образом, финансовые, мешают выехать. Того, что мы зарабатываем, ни на какие поездки не хватает. Кроме того, спектакль не всегда бывает “выездной”. Например “Волшебник Изумрудного города” полностью сделан на спецэффектах. Различные лампочки, пороховые вспышки, куда же все это повезешь? Поэтому мы были просто “привязаны” к сцене Городского ДК. Зато очень нравится выступать в курорте. Там замечательная публика, всегда очень тепло нас принимает. — Чем вы собираетесь порадовать публику в этом сезоне? — В этом году у нас юбилей, и потому планы большие. Будем показывать детский спектакль “Я лисенок — ты цыпленок”, лирическую комедию Рязанова и Брагинского “Притворщики” и, естественно, литературную гостиную. 27 марта — День театра, и к этому дню мы покажем публике пьесу своего собственного сочинения “Лифт”. — Татьяна Александровна, по Вашему мнению, насколько актуален театр в нашем обществе? — По большому счету, в Старой Руссе процветают только два вида искусства, которые и развиты и востребованы из-за легкости восприятия. Это — изобразительное искусство и хореография. А вот с театром намного сложнее. Как говорил Станиславский, театр — это живой организм, который рождается, развивается, достигает своего пика и умирает. Такие пики и спада были и у нашего театра, начиная с послевоенных времен, когда Л. П. Георгиевская, а позже братья Кукины организовали в нашем городе работу Народного театра. Вы только представьте себе: какова же была у людей тяга к искусству, чтобы сделать театр из ничего. И когда я приехала сюда, их было два — в Городском ДК и в ДК “Приборостроитель”. Потом был спад, и некоторое время театра в Старой Руссе не существовало. А сегодня он опять есть. Силами актеров и моими силами. К чему излишняя скромность! В свое время я не просто подхватила чужую инициативу, я возродила Народный театр. Театр для меня — это островок духовности, как для актера, так и для зрителя. Театр в Старой Руссе должен существовать. Мы приложим для этого все свои силы, и мы обязательно справимся.
Вопросы задавала Маша Захарова (газета “Живой мост”, 15 ноября 2001 г., № 43) |