В мире музыки, песен, обрядов УРОКИ ЖИЗНИ ВЛАДИМИРА ПОВЕТКИНАСегодня основоположнику музыкальной археологии исполняется 60 лет Маленький терем-теремок, где расположен Центр музыкальных древностей, с милым коньком на крыше на Ильиной улице Великого Новгорода словно магнитом тянет зайти внутрь... - Вот взгляните, это наша выставка народного костюма, - Владимир Поветкин встречает и ведет меня мимо витрины с музыкальными археологическими находками, деревянных скульптур, расписных полотенец... Да что перечислять, нет элемента внутреннего убранства Центра, который не соответствовал бы духу народности, живущему в этих стенах. На самом Владимире Ивановиче, кстати, тоже русская рубашка. - Сегодня стол этот занят таким образом, но это не значит, что он всегда убран так. Если у нас будет лекция по музыкальным инструментам, значит, они займут главное место на выставке. А это - уголок памяти Балашова. Вот его рубаха в народном стиле, которую он в юности носил, ему мама сшила. Он ведь постоянно ходил в традиционной народной одежде. - Как и вы... - Для меня это близко и понятно. Я тоже как художник пришел к похожим ощущениям. Я остро чувствую те утраты, которые произошли в народных традициях. В народной культуре все было взаимосвязано: одежда, уклад жизни, песни и танцы, стиль разговора, общение между членами семьи и людьми посторонними. Вопреки представлениям многих, деревенская среда - это высококультурная среда. Той сельской цивилизации, которая существовала раньше, человечество, может быть, уже никогда не достигнет. - Читателям наверняка будет интересно узнать, как начинался ваш творческий путь... - Моя Родина - Сталинград. В шутку называю себя самым юным ветераном Сталинградской битвы: когда во время бомбежки беременная мать выскочила на крыльцо, осколок пролетел рядом с ее животом. Шучу, что тут я совершил первый свой подвиг: уклонился от осколка... Если Сталинград - моя Родина, то Отчизна - курская земля. Там корни по отцовской линии, там я получил образование художника. Когда-то я был почти вашим коллегой: работал в качестве художника в редакции курской газеты "Молодая гвардия". В 1969 году приехал в Новгород. Одной из первых моих работ было выполнение копий древних экспонатов для новгородского музея. Некоторые из них по сей день находятся в экспозиции. Тогда и увлекся интересным для себя занятием - изготовлением скульптур. А так как Бог наградил меня ощущением музыки во всем, то монументальные скульптуры по моему замыслу должны были гармонично взаимодействовать с окружающим миром, его освещением, потоками воздуха. Это были проекты движущихся, звучащих скульптур. Одна из них так и называлась - "Праматерь напевов"... Ну что можно было ожидать за такое творчество в то время? "Прижали" меня, пришлось прекратить. 11 месяцев я не имел возможности зарабатывать деньги, нигде не мог устроиться на работу. Потом я получил возможность заняться реставрацией деревянных археологических предметов. В начале 70-х в Новгороде зарождалась музыкальная археология: наука, которая изучает не только музыкальные инструменты. Ведь, повторюсь, в мире предков все было взаимосвязано. И музыкальные инструменты родились из инструментов бытовых. - Каких, например? - У нас есть древняя шкатулочка с замком, который издает всего два звука, но это уже музыка. Свистульки, детские звучащие игрушки... А прообразом струнных инструментов считают боевой лук: это инструмент с одной струной. - В чем было принципиальное отличие вашего исследовательского метода от принятого в те годы? - Группа исследователей во главе с выдающимся деятелем археологии Борисом Колчиным ставила задачу сравнения древних инструментов с существующими концертными инструментами. Я же предложил другой путь: сравнивать, например, древние гусли не с концертными гуслями, а с найденными деревенскими (этнографическими) гуслями XIX-XX веков. Этот путь оказался более правильным. К чести Колчина, он меня поддержал. Это был настоящий ученый. - История создания Центра музыкальных древностей была непростой... - За Центр боролись многие, и в первую очередь академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Особая благодарность моей маме, Марии Федоровне Байбаковой: она поддерживала меня морально, и даже скудные пенсионные деньги на создание Центра в свое время из Курска присылала. Если бы не она, Центра бы не было. Мы вошли в это здание в 1990 году. С тех пор: лекции, которыми мы имеем право гордиться, поскольку располагаем такими научными данными, которых нет не только в России, но и в Европе. Уникальный хор под руководством Натальи Поповой, в котором люди поют "так, как в деревне" (это для нас - наивысшая похвала). Широкий круг друзей по всему миру: у нас бывали специалисты в области археологии, математики, физики, кибернетики, языковедения, религиозные деятели, политики из Государственной Думы. Люди, по-разному мыслящие, относятся к нам с любовью и пониманием. Ведь мы рассказываем не только о музыке. Вы уже поняли, что история музыкального инструмента - это история человечества... Расспрашивала Светлана ПОТАПОВА( «Новгородские ведомости», 26 февраля 2003 г., № 28) |