Начинающему писателю, поэту советуют
обычно: “Если можешь не писать, лучше не
пиши!” У меня, по-моему, прямо
противоположный случай: не петь я уже не
могу. Хотя и понимаю, насколько далек мой
голос от совершенства. Но идеалов,
видимо, и не бывает, к ним нужно
стремиться. Поэтому и пою, как Бог на
душу положит.
Валентин
ЕГОРОВ
Никаких уроков музыки и вокала я не брал
никогда в жизни. Просто начал петь едва
ли не раньше, чем говорить. Уже в два года
в голодном послевоенном Ленинграде я
зарабатывал себе конфеты от подруг
матери, распевая им что-то в духе того
времени:
Дочь, отец и мать жили весело,
Но
сгубила их злая судьба.
Надсмеялася
над сироткою:
Мать в сырую могилу ушла…
Позже, лет в шесть, я пел
дуэтом со своей крестной, Ядвигой
Крицкой, песню почему-то о Бухаресте:
Вспомни,
подруга моя,
Наш город
родной Бухарест,
Милые сердцу
края,
Даль голубую
небес!
Уже тогда собирались под
окнами нашей комнаты соседи и
заслушивались этим наивным пением. И
только после первого класса моя мама
решила отвести меня в капеллу. Но,
послушав меня, профессор сказал, что мы
опоздали на год. А скорее всего,
сказалось мое незнание основ нотной
грамоты.
Только в 15 лет я купил себе
первую мандолину, самоучитель и стал
осваивать Музыку. Тогда, учась в
техникуме деревообработке, я очень
стремился перейти на параллельный
факультет по производству музыкальных
инструментов. Но не получилось…
Я пробовал
играть в духовом оркестре на теноре, в
эстрадном самодеятельном ансамбле на
банджо, контрабасе, гитаре. Ах, какая
была замечательная гитара в техникуме! С
тех пор я ни разу в жизни не видел такой.
Помимо основного грифа с шестью
струнами, был дополнительный, на который
были натянуты еще 12 басов по числу
звуков в гамме, наподобие арфы. Но
однажды после танцевального вечера я
поставил ее в кладовой музыкальных
инструментов вблизи горячей батареи, и
на следующий день эти струны с корнем
вырвали изумительной красоты деку из
кузова гитары. Это была трагедия для
меня!
Но дома я
продолжал играть на дешевенькой гитаре
и петь, петь, петь. Хотя и не очень-то
распоешься в коммунальной квартире.
Чуть позже началась “эпоха”
электрогитар, “эра” Билтз. Отдал
должное и я этому поветрию, играя на бас-гитаре
в самодеятельном ансамбле в “Ленфильме”,
где я работал тогда. Правда, отпев на
репетиции или “халтуре” рок, джаз и
прочие буги-вуги, я пел для себя или для
друзей в компаниях романсы. Уже тогда
этот жанр был близок мне. И первое, что я
спел соло на концерте самодеятельности
уже в зрелом возрасте, был романс
Михаила Глинки “Не искушай меня без
нужды”.
Все как-то не
складывались у меня личные отношения в
семье, может быть, и потому, что не
разделялись бывшей супругой мои
музыкальные увлечения. И только
уговорив свою новую жену переехать в
благословенную Богом милую мне Старую
Руссу – родину моих предков, – я испытал
здесь настоящую потребность “выплеснуть
себя на публику”. К тому времени я
собрал большую коллекцию вокальных
произведений на пластинках,
магнитофонных записях и нотных тетрадях.
И я чувствовал себя просто обязанным
поделиться этим богатством с
благодарной аудиторией курорта “Старая
Русса”.
СУПРУГИ
В. и Г. ЕГОРОВЫ
Но поначалу
жена, Галина Владиславовна, хоть и
умеющая петь, не соглашалась выступить в
дуэте со мной, панически боясь сцены. И
мне пришлось одному и в различных дуэтах
участвовать в сборных концертах
самодеятельности в домах культуры Руссы
и на курорте. Пока я не считаю себя
достаточно интересным исполнителем,
чтобы увлечь слушателей более часа
своим сольным концертом.
Года два назад
Галина почувствовала, что она может
стать моим партнером на сцене, и мы
начали готовить программу. Были
тщательно рассмотрены сотни романсов и
выбраны, наш взгляд, наиболее интересные.
И после года домашней работы над ними мы
впервые показали публике несколько
романсов в горнице Центра
художественных народных промыслов и
ремесел на улице Энгельса, а потом вышли
на сцену курортного клуба. Публике
понравилось наше пение, и с сентября 1999
года мы с женой ежемесячно поем на этой
сцене. У нас готов второй концерт
романсов, и теперь мы планируем петь
дважды в месяц. Не отказываемся также от
приглашений в другие концертные залы, т.
к. мы очень счастливы, что нам дана
возможность показать слушателям
красоту и выразительность старинного
русского романса.
Я думаю, сегодняшней публике
не надо напоминать, что романс возник в
далеком средневековье. В Россию романс
пришел в начале девятнадцатого века и
остался в ней навсегда, а за рубежом этот
вид искусства постепенно исчез. В Старой
Руссе всегда были любители и
превосходные исполнители народной
песни и романса.
В 1895
году на сцене курортного театра
выступала молодая актриса, которую
вскоре узнала вся Россия. Это была Вера
Федоровна Комиссаржевская. Спектакли с
ее участием шли с большим успехом, а
вечерами около дома на Пятницкой улице (ныне
ул. Сварога) любители романса
заслушивались пением актрисы в
сопровождении ее отца, Федора
Комиссаржевского, известного оперного
тенора, который приезжал навещать свою
дочь.
В 30-е
годы ХХ века в нашем городе было много
певцов и музыкантов, существовала
оперная студия. И, конечно, помимо
оперных спектаклей часто звучал романс
в исполнении Сварога, Шульженко и других
знаменитых голосов того времени.
А
молодежь особо любила романсы. Рек в
городе немало, и юноши любили не только
прогуливаться по набережным, но и
кататься с девушками на лодках, распевая
им романсы под гитару.
В 60-80-е годы в Старой Руссе
выступали Павел Лисициан, Валентина
Левко, Борис Штоколов, Иосиф Кобзон,
Людмила Сенчина и другие. Нет смысла
перечислять романсы, которые входят в
репертуар этих певцов. Они вам известны
и, конечно, вами любимы.
В
начале 90-х годов у нас пела Алла Баянова,
Валентина Пономарева, Эдуард Хиль,
которые даже в нынешнее сложное для
страны и города время собирали полные
залы поклонников русского романса.
Ни в
коей мере не ставя себя на одну доску с
этими корифеями, мы все же очень
счастливы, что имеем возможность
показать рушанам и гостям города
красоту и выразительность романса.