СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

В мире музыки, песен, обрядов

СЛОВО О РОМАНСЕ: ДУША ПОЕТ!  

             Начинающему писателю, поэту советуют обычно: “Если можешь не писать, лучше не пиши!” У меня, по-моему, прямо противоположный случай: не петь я уже не могу. Хотя и понимаю, насколько далек мой голос от совершенства. Но идеалов, видимо, и не бывает, к ним нужно стремиться. Поэтому и пою, как Бог на душу положит.

            Валентин ЕГОРОВ

Никаких уроков музыки и вокала я не брал никогда в жизни. Просто начал петь едва ли не раньше, чем говорить. Уже в два года в голодном послевоенном Ленинграде я зарабатывал себе конфеты от подруг матери, распевая им что-то в духе того времени:

Дочь, отец и мать жили весело,

Но сгубила их злая судьба.

Надсмеялася над сироткою:

Мать в сырую могилу ушла…

Позже, лет в шесть, я пел дуэтом со своей крестной, Ядвигой Крицкой, песню почему-то о Бухаресте:

Вспомни, подруга моя,

Наш город родной Бухарест,

Милые сердцу края,

Даль голубую небес!

Уже тогда собирались под окнами нашей комнаты соседи и заслушивались этим наивным пением. И только после первого класса моя мама решила отвести меня в капеллу. Но, послушав меня, профессор сказал, что мы опоздали на год. А скорее всего, сказалось мое незнание основ нотной грамоты.

Только в 15 лет я купил себе первую мандолину, самоучитель и стал осваивать Музыку. Тогда, учась в техникуме деревообработке, я очень стремился перейти на параллельный факультет по производству музыкальных инструментов. Но не получилось…

Я пробовал играть в духовом оркестре на теноре, в эстрадном самодеятельном ансамбле на банджо, контрабасе, гитаре. Ах, какая была замечательная гитара в техникуме! С тех пор я ни разу в жизни не видел такой. Помимо основного грифа с шестью струнами, был дополнительный, на который были натянуты еще 12 басов по числу звуков в гамме, наподобие арфы. Но однажды после танцевального вечера я поставил ее в кладовой музыкальных инструментов вблизи горячей батареи, и на следующий день эти струны с корнем вырвали изумительной красоты деку из кузова гитары. Это была трагедия для меня!

Но дома я продолжал играть на дешевенькой гитаре и петь, петь, петь. Хотя и не очень-то распоешься в коммунальной квартире. Чуть позже началась “эпоха” электрогитар, “эра” Билтз. Отдал должное и я этому поветрию, играя на бас-гитаре в самодеятельном ансамбле в “Ленфильме”, где я работал тогда. Правда, отпев на репетиции или “халтуре” рок, джаз и прочие буги-вуги, я пел для себя или для друзей в компаниях романсы. Уже тогда этот жанр был близок мне. И первое, что я спел соло на концерте самодеятельности уже в зрелом возрасте, был романс Михаила Глинки “Не искушай меня без нужды”.

Все как-то не складывались у меня личные отношения в семье, может быть, и потому, что не разделялись бывшей супругой мои музыкальные увлечения. И только уговорив свою новую жену переехать в благословенную Богом милую мне Старую Руссу – родину моих предков, – я испытал здесь настоящую потребность “выплеснуть себя на публику”. К тому времени я собрал большую коллекцию вокальных произведений на пластинках, магнитофонных записях и нотных тетрадях. И я чувствовал себя просто обязанным поделиться этим богатством с благодарной аудиторией курорта “Старая Русса”.  

СУПРУГИ В. и Г. ЕГОРОВЫ

Но поначалу жена, Галина Владиславовна, хоть и умеющая петь, не соглашалась выступить в дуэте со мной, панически боясь сцены. И мне пришлось одному и в различных дуэтах участвовать в сборных концертах самодеятельности в домах культуры Руссы и на курорте. Пока я не считаю себя достаточно интересным исполнителем, чтобы увлечь слушателей более часа своим сольным концертом.

Года два назад Галина почувствовала, что она может стать моим партнером на сцене, и мы начали готовить программу. Были тщательно рассмотрены сотни романсов и выбраны, наш взгляд, наиболее интересные. И после года домашней работы над ними мы впервые показали публике несколько романсов в горнице Центра художественных народных промыслов и ремесел на улице Энгельса, а потом вышли на сцену курортного клуба. Публике понравилось наше пение, и с сентября 1999 года мы с женой ежемесячно поем на этой сцене. У нас готов второй концерт романсов, и теперь мы планируем петь дважды в месяц. Не отказываемся также от приглашений в другие концертные залы, т. к. мы очень счастливы, что нам дана возможность показать слушателям красоту и выразительность старинного русского романса.

Я думаю, сегодняшней публике не надо напоминать, что романс возник в далеком средневековье. В Россию романс пришел в начале девятнадцатого века и остался в ней навсегда, а за рубежом этот вид искусства постепенно исчез. В Старой Руссе всегда были любители и превосходные исполнители народной песни и романса.

В 1895 году на сцене курортного театра выступала молодая актриса, которую вскоре узнала вся Россия. Это была Вера Федоровна Комиссаржевская. Спектакли с ее участием шли с большим успехом, а вечерами около дома на Пятницкой улице (ныне ул. Сварога) любители романса заслушивались пением актрисы в сопровождении ее отца, Федора Комиссаржевского, известного оперного тенора, который приезжал навещать свою дочь.

В 30-е годы ХХ века в нашем городе было много певцов и музыкантов, существовала оперная студия. И, конечно, помимо оперных спектаклей часто звучал романс в исполнении Сварога, Шульженко и других знаменитых голосов того времени.

А молодежь особо любила романсы. Рек в городе немало, и юноши любили не только прогуливаться по набережным, но и кататься с девушками на лодках, распевая им романсы под гитару.

В 60-80-е годы в Старой Руссе выступали Павел Лисициан, Валентина Левко, Борис Штоколов, Иосиф Кобзон, Людмила Сенчина и другие. Нет смысла перечислять романсы, которые входят в репертуар этих певцов. Они вам известны и, конечно, вами любимы.

В начале 90-х годов у нас пела Алла Баянова, Валентина Пономарева, Эдуард Хиль, которые даже в нынешнее сложное для страны и города время собирали полные залы поклонников русского романса.

Ни в коей мере не ставя себя на одну доску с этими корифеями, мы все же очень счастливы, что имеем возможность показать рушанам и гостям города красоту и выразительность романса.

Валентин ЕГОРОВ

   

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

ГОСТЕВАЯ КНИГА