В центре Старой Руссы,
недалеко от старой площади, где некогда
находились торговые ряды, расположена
одна из красивейших церквей – Троицкая.
Улица, на которой стоит этот храм, раньше
называлась Троицкой, теперь она носит
имя Тимура Фрунзе. В историко-статистическом
очерке города Старой Руссы и
Старорусского уезда, изданном в 1885 году,
М. И. Полянский пишет:
“Церковь во имя
Пресвятой Троицы каменная, о пяти главах,
находится в самом центре города Старой
Руссы на Троицкой улице. Существование
на сем месте церкви во имя Св. Троицы
относится ко временам отдаленным (стр.
263). В 1625 году, по указу царя Романова
Михаила Федоровича, поводилась первая
опись города, в которой Троицкая церковь
значилась сожженной литовцами в 1609 году.
Во второй описи Старой Руссы,
поводившейся в 1673 году, упомянуто только
место церкви, где она находилась. А в 1680
году на пожертвование купца Якова
Тверева вновь построена настоящая
церковь во имя Св. Троицы.
В 1759 году “…церковь
вновь подверглась запустению” (стр. 263),
произошел пожар, во время которого
сгорела большая часть церковной утвари,
престол и ризница, и только в 1767 году
церковь “опять пришла в прежнее
состояние” (стр. 264). В 1836 году “во время
ужасной бури сильным вихрем с северо-западной
стороны сорвало с главы весь купол,
который и упал близ церкви с
повреждением оной” (стр. 264). В стенах
церкви образовались большие трещины.
После этих повреждений были разобраны “четыре
боковые главы с куполами и оставлена
одна только средняя” (стр. 265). В 1854 году в
сводах церкви появились новые
повреждения, и “последовало Высочайшее
соизволение на починку оной, с
соблюдением характера древней ее
архитектуры” (стр. 265). Главный храм во
имя Св. Троицы был освящен в 1860 году.
“Церковь Троицкая
имеет вид квадрата с темя полукружиями с
восточной стороны для алтаря и
небольшой каменной пристройкой для
притвора на западной стороне. Длина ее
от восточной стены алтаря до западной
стены притвора 15,5 саженей, ширина – 8, а
вышина с трибуном, главою и крестом – 15
саженей (стр. 265, сажень – русская мера
длины, равная 2,13 м).
В церковной утвари
Троицкого храма значилось немало
достопримечательных по древности
предметов. Это восьмиконечный
напрестольный серебряный позолоченный
крест чеканной работы, “внизу на
рукояти вычеканено: Лета 7190 (1682 г.),
августа, в 1 день, дал в дом в Старой Руссе,
на посад, живоначальныя Троицы
серебряный чеканный крест старорушанин
Никифор, сын Жидьков по своим родителям”
(стр. 265). “Потир серебряный позлащенный.
На верху… вязью вырезано: “Тело
Христово примите, источника
бессмертного вкусите”. На его поддонке
имеется следующая надпись: в 1645 году,
декабря, в 25 день, построил сии сосуды в
Старую Руссу, в церковь Святыя Троицы
Калистрат Филимонов в вечный помин
родителей своих” (стр. 266).
“Образ
Живоначальной Троицы храмовой, в вышину
2,5 аршина, в ширину 2 аршина. Он писан
масляными красками по золотому полю, …на
нем серебряная риза весом в 34 фунта и 40
золотников безпробного серебра” (стр.
266, аршин – русская меря длины, равная 0,71
м, фунт равен 409,5 г, золотник составляет
4,26 г).
“Образ Господа
Вседержителя, сидящего на престоле с
предстоящими: Богородицею, Предтечею и с
двумя, позади стоящими, архангелами. Обе
иконы старинного письма” (стр. 266).
“Образ Благовещения
Пресвятой Богородицы, писанный по
золотому полю, вышиною в 2,5 аршина,
шириной – 2 аршина. По нижнему краю иконы
надпись: Лета 7168 (1686 г.) писали сей образ
иконописцы Великаго Новограда Михаил
Корнилов, Василий Макаров, Петр Степанов
и Григорий Михайлов” (стр. 266).
“Образ Святого
Иоанна Златоуста с изображением вокруг
его жития… Время, когда и кем написан
сей образ, неизвестно, но пошиб кисти и
очерк лика святительского
свидетельствует о его глубокой
древности” (стр. 266).
К Троицкой церкви
принадлежала и построенная рядом с ней в
1782 году Знаменская церковь. Против
притвора Троицкой церкви в 1832 году была
построена каменная четырехъярусная
колокольня “вышиною со шпилем и крестом
около 15 саженей. На ней – вседневный
колокол, весом в 16 пудов, имеет следующую
надпись: Лета 1761, месяца сентября, вылит
сей колокол в город Старую Руссу, к
церкви живоначальныя Троицы, из строй
горелой меди, в помин великаго пожара 1759
года июня в 29 день”, т. е. когда
совершенно сгорела деревянная церковь с
колокольнею и обгорела каменная
Троицкая с большею частью утвари” (стр.
266).
Троицкая церковь
была действующей до самой Великой
Отечественной войны. Верхняя часть
Знаменской церкви в начале 30-х годов
была снята, и после небольших переделок
здесь разместился кинотеатр с очень
символичным для того времени названием
“Атеист”. Во время войны оба здания
сильно пострадали, Знаменская церковь
была разобрана, а Троицкая –
отремонтирована и передана музею.
Долгое время в ней располагался
выставочный зал, где наряду с
художественными экспозициями
поводились и различные концерты. С 1996 г.
Троицкая церковь вошла в состав
Новгородской епархии, была освящена и с
1997 года со дня Троицы стала действующим
храмом.
С 14 сентября 1997 г. в
службах стал принимать участие и
церковный хор. В этом хоре поют
двенадцать человек. Шесть певчих имеют
профессиональное музыкальное
образование, у остальных – начальное
музыкальное образование в объеме школы.
Многие певчие когда-то учились в
Старорусской школе искусств, и теперь им
очень пригодились навыки и знания,
полученные в музыкальной школе.
Петь в церковном хоре
– это особое искусство, и оно под силу не
каждому. Нужно не только иметь хороший
слух, голос, обладать природной
музыкальностью. У каждого хориста свой
путь к храму.
Л.Васильева “Троицкая
церковь”
(2001г., холст, масло, 50х40)
Вот что говорит о
себе 17-летняя певчая: “Мой путь к
познанию Бога и христианства начался с
самого детства. Я очень хорошо помню,
когда мама впервые привела нас с
сестренкой в храм Св. Георгия
Победоносца. Тогда меня поразило обилие
горящих свечей, это наиболее ярко
отложилось в моей памяти. Сейчас мне уже
17 лет, и все, что касается церкви,
является для меня предметом глубокого
уважения и почитания. Меня очень
привлекает духовная музыка, поэтому
пение в церковном хоре доставляет мне
удовольствие, и я рада, что у меня есть
возможность петь в таком замечательном
хоре, в кругу образованных людей, у
которых можно многому научиться”.
В этом хоре нет
случайных людей, каждый знает, для чего
он поет в церкви.
“Три года назад в
разговоре со священником, - говорит
другая певчая, - я сказала, что пою в
самодеятельности. Он благословил меня
петь в церкви: “Если есть талант, Вы
должны отдать его Господу”. Позже
оказалось, что мой дед, в честь которого
я названа, служил певчим и псаломщиком в
храме. Так, по промыслу Божьему, в день
своего Ангела, я очутилась в церкви”.
Другая певчая о себе
говорит так: “Мне 17 лет. С самого детства
я верю в Бога и хожу в храм, но в
церковный хор я стала ходить совсем
недавно. Дело в том, что у меня есть
сестра и ей очень давно хотелось петь в
церкви, но я даже не задумывалась об этом.
А однажды она попросила меня сходить с
ней в храм и узнать, можно ли нам петь там,
и пошла с ней, но все же не была уверена,
что и я буду петь. Но с тех пор, как мы
стали петь в церковном хоре, я все больше
убеждаюсь, что именно этого я хотела всю
жизнь. Мне очень это нравится, и я
уверена, что буду там петь всю жизнь. В
первый раз я чувствовала себя очень
неловко, но очень скоро я привыкла,
благодаря прекрасному регенту, ее
доброте и отзывчивости, а также и всем
остальным в хоре.
Когда поешь в церкви,
то словно оказываешься в другом мире,
чуждом современному миру. Этот мир, в
котором ты пребываешь, более прекрасен.
Поэтому, если у человека есть талант, он
должен его направить именно на благую
деятельность, и ему самому это
понравится”.
Уникальная акустика
Троицкой церкви (такой акустики нет ни в
одном храме города) позволяет делать
градацию звука от тончайшего пианиссимо
до форте. Поэтому так хорошо звучат в
исполнении церковного хора и знаменные
распевы, и произведения церковных
композиторов 18-19 в., и сочинения
современных авторов. Хор Троицкой
церкви не ограничивается только пением
на службах. В Рождество Христово, в
Прощеное Воскресенье были даны
благотворительные концерты. Сейчас
готовится Пасхальный концерт. Главная
цель этих концертов – привлечь людей в
храм, приобщить их к христианской
культуре. Ведь здесь звучит прекрасная
музыка Бортнянского, Архангельского,
Чеснокова, Львова и др. Великие русские
композиторы – Чайковский и Рахманинов
– также писали церковную музыку.
Литургия Иоанна Златоуста и Всенощное
бдение Рахманинова открыли, по
выражению Асафьева, “до глубокого дна”
русское начало в интонациях хорового
культового пения.
При храме Св. Троицы
существует Воскресная школа. Детский
хор этой школы принимает участие в
богослужениях и концертах. Эти
благотворительные концерты
заканчиваются совместным пением
детского и взрослого хоров. В такие
торжественные моменты слушатели
ощущают связь поколений,
преемственность традиций и надежду на
православное будущее России.