СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. В МИРЕ МУЗЫКИ, ПЕСЕН, ОБРЯДОВ.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМА СТАРОЙ РУССЫ

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

 

В мире музыки, песен, обрядов

В ЭТОМ ХОРЕ НЕТ СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ…

В центре Старой Руссы, недалеко от старой площади, где некогда находились торговые ряды, расположена одна из красивейших церквей – Троицкая. Улица, на которой стоит этот храм, раньше называлась Троицкой, теперь она носит имя Тимура Фрунзе. В историко-статистическом очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда, изданном в 1885 году, М. И. Полянский пишет:

“Церковь во имя Пресвятой Троицы каменная, о пяти главах, находится в самом центре города Старой Руссы на Троицкой улице. Существование на сем месте церкви во имя Св. Троицы относится ко временам отдаленным (стр. 263). В 1625 году, по указу царя Романова Михаила Федоровича, поводилась первая опись города, в которой Троицкая церковь значилась сожженной литовцами в 1609 году. Во второй описи Старой Руссы, поводившейся в 1673 году, упомянуто только место церкви, где она находилась. А в 1680 году на пожертвование купца Якова Тверева вновь построена настоящая церковь во имя Св. Троицы.

В 1759 году “…церковь вновь подверглась запустению” (стр. 263), произошел пожар, во время которого сгорела большая часть церковной утвари, престол и ризница, и только в 1767 году церковь “опять пришла в прежнее состояние” (стр. 264). В 1836 году “во время ужасной бури сильным вихрем с северо-западной стороны сорвало с главы весь купол, который и упал близ церкви с повреждением оной” (стр. 264). В стенах церкви образовались большие трещины. После этих повреждений были разобраны “четыре боковые главы с куполами и оставлена одна только средняя” (стр. 265). В 1854 году в сводах церкви появились новые повреждения, и “последовало Высочайшее соизволение на починку оной, с соблюдением характера древней ее архитектуры” (стр. 265). Главный храм во имя Св. Троицы был освящен в 1860 году.

“Церковь Троицкая имеет вид квадрата с темя полукружиями с восточной стороны для алтаря и небольшой каменной пристройкой для притвора на западной стороне. Длина ее от восточной стены алтаря до западной стены притвора 15,5 саженей, ширина – 8, а вышина с трибуном, главою и крестом – 15 саженей (стр. 265, сажень – русская мера длины, равная 2,13 м).

В церковной утвари Троицкого храма значилось немало достопримечательных по древности предметов. Это восьмиконечный напрестольный серебряный позолоченный крест чеканной работы, “внизу на рукояти вычеканено: Лета 7190 (1682 г.), августа, в 1 день, дал в дом в Старой Руссе, на посад, живоначальныя Троицы серебряный чеканный крест старорушанин Никифор, сын Жидьков по своим родителям” (стр. 265). “Потир серебряный позлащенный. На верху… вязью вырезано: “Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите”. На его поддонке имеется следующая надпись: в 1645 году, декабря, в 25 день, построил сии сосуды в Старую Руссу, в церковь Святыя Троицы Калистрат Филимонов в вечный помин родителей своих” (стр. 266).

“Образ Живоначальной Троицы храмовой, в вышину 2,5 аршина, в ширину 2 аршина. Он писан масляными красками по золотому полю, …на нем серебряная риза весом в 34 фунта и 40 золотников безпробного серебра” (стр. 266, аршин – русская меря длины, равная 0,71 м, фунт равен 409,5 г, золотник составляет 4,26 г).

“Образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле с предстоящими: Богородицею, Предтечею и с двумя, позади стоящими, архангелами. Обе иконы старинного письма” (стр. 266).

“Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, писанный по золотому полю, вышиною в 2,5 аршина, шириной – 2 аршина. По нижнему краю иконы надпись: Лета 7168 (1686 г.) писали сей образ иконописцы Великаго Новограда Михаил Корнилов, Василий Макаров, Петр Степанов и Григорий Михайлов” (стр. 266).

“Образ Святого Иоанна Златоуста с изображением вокруг его жития… Время, когда и кем написан сей образ, неизвестно, но пошиб кисти и очерк лика святительского свидетельствует о его глубокой древности” (стр. 266).

К Троицкой церкви принадлежала и построенная рядом с ней в 1782 году Знаменская церковь. Против притвора Троицкой церкви в 1832 году была построена каменная четырехъярусная колокольня “вышиною со шпилем и крестом около 15 саженей. На ней – вседневный колокол, весом в 16 пудов, имеет следующую надпись: Лета 1761, месяца сентября, вылит сей колокол в город Старую Руссу, к церкви живоначальныя Троицы, из строй горелой меди, в помин великаго пожара 1759 года июня в 29 день”, т. е. когда совершенно сгорела деревянная церковь с колокольнею и обгорела каменная Троицкая с большею частью утвари” (стр. 266).

Троицкая церковь была действующей до самой Великой Отечественной войны. Верхняя часть Знаменской церкви в начале 30-х годов была снята, и после небольших переделок здесь разместился кинотеатр с очень символичным для того времени названием “Атеист”. Во время войны оба здания сильно пострадали, Знаменская церковь была разобрана, а Троицкая – отремонтирована и передана музею. Долгое время в ней располагался выставочный зал, где наряду с художественными экспозициями поводились и различные концерты. С 1996 г. Троицкая церковь вошла в состав Новгородской епархии, была освящена и с 1997 года со дня Троицы стала действующим храмом.

С 14 сентября 1997 г. в службах стал принимать участие и церковный хор. В этом хоре поют двенадцать человек. Шесть певчих имеют профессиональное музыкальное образование, у остальных – начальное музыкальное образование в объеме школы. Многие певчие когда-то учились в Старорусской школе искусств, и теперь им очень пригодились навыки и знания, полученные в музыкальной школе.

Петь в церковном хоре – это особое искусство, и оно под силу не каждому. Нужно не только иметь хороший слух, голос, обладать природной музыкальностью. У каждого хориста свой путь к храму.

Л.Васильева “Троицкая церковь”

(2001г., холст, масло, 50х40)

Вот что говорит о себе 17-летняя певчая: “Мой путь к познанию Бога и христианства начался с самого детства. Я очень хорошо помню, когда мама впервые привела нас с сестренкой в храм Св. Георгия Победоносца. Тогда меня поразило обилие горящих свечей, это наиболее ярко отложилось в моей памяти. Сейчас мне уже 17 лет, и все, что касается церкви, является для меня предметом глубокого уважения и почитания. Меня очень привлекает духовная музыка, поэтому пение в церковном хоре доставляет мне удовольствие, и я рада, что у меня есть возможность петь в таком замечательном хоре, в кругу образованных людей, у которых можно многому научиться”.

В этом хоре нет случайных людей, каждый знает, для чего он поет в церкви.

“Три года назад в разговоре со священником, - говорит другая певчая, - я сказала, что пою в самодеятельности. Он благословил меня петь в церкви: “Если есть талант, Вы должны отдать его Господу”. Позже оказалось, что мой дед, в честь которого я названа, служил певчим и псаломщиком в храме. Так, по промыслу Божьему, в день своего Ангела, я очутилась в церкви”.

Другая певчая о себе говорит так: “Мне 17 лет. С самого детства я верю в Бога и хожу в храм, но в церковный хор я стала ходить совсем недавно. Дело в том, что у меня есть сестра и ей очень давно хотелось петь в церкви, но я даже не задумывалась об этом. А однажды она попросила меня сходить с ней в храм и узнать, можно ли нам петь там, и пошла с ней, но все же не была уверена, что и я буду петь. Но с тех пор, как мы стали петь в церковном хоре, я все больше убеждаюсь, что именно этого я хотела всю жизнь. Мне очень это нравится, и я уверена, что буду там петь всю жизнь. В первый раз я чувствовала себя очень неловко, но очень скоро я привыкла, благодаря прекрасному регенту, ее доброте и отзывчивости, а также и всем остальным в хоре.

Когда поешь в церкви, то словно оказываешься в другом мире, чуждом современному миру. Этот мир, в котором ты пребываешь, более прекрасен. Поэтому, если у человека есть талант, он должен его направить именно на благую деятельность, и ему самому это понравится”.

Уникальная акустика Троицкой церкви (такой акустики нет ни в одном храме города) позволяет делать градацию звука от тончайшего пианиссимо до форте. Поэтому так хорошо звучат в исполнении церковного хора и знаменные распевы, и произведения церковных композиторов 18-19 в., и сочинения современных авторов. Хор Троицкой церкви не ограничивается только пением на службах. В Рождество Христово, в Прощеное Воскресенье были даны благотворительные концерты. Сейчас готовится Пасхальный концерт. Главная цель этих концертов – привлечь людей в храм, приобщить их к христианской культуре. Ведь здесь звучит прекрасная музыка Бортнянского, Архангельского, Чеснокова, Львова и др. Великие русские композиторы – Чайковский и Рахманинов – также писали церковную музыку. Литургия Иоанна Златоуста и Всенощное бдение Рахманинова открыли, по выражению Асафьева, “до глубокого дна” русское начало в интонациях хорового культового пения.

При храме Св. Троицы существует Воскресная школа. Детский хор этой школы принимает участие в богослужениях и концертах. Эти благотворительные концерты заканчиваются совместным пением детского и взрослого хоров. В такие торжественные моменты слушатели ощущают связь поколений, преемственность традиций и надежду на православное будущее России.

Татьяна Ефремова

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

ГОСТЕВАЯ КНИГА