Архимандрит Агафангел (Догадин) В последнее время замечается все возрастающий интерес к так называемому старческому устроению жизни в русском обществе, особенно в среде нашей верующей интеллигенции. Понятие "старец" уже вышло за пределы монастыря: о старцах заговорили и светские люди, старцами начали почитать не только отдельных иноков и духовников из среды белого духовенства, но и людей мирских. Наше русское старчество последнего столетия есть детище афонского монашества, которое в свою очередь получило таковое в наследие от древневосточной Церкви. С первых дней появления на Руси старчество становится самостоятельным и новым путем, не столько монашеским, сколько народным, Идею старчества популяризировал и великолепно отмечал его духовный характер и Ф.М.Достоевский на основании своих оптинских впечатлений. В последние дни своей жизни в Шамордино старец о. Леонид своим ярким и самобытным словом убеждения доказывал: долг старца служение всему человечеству. Необходимо заметить, что в Оптинской пустыни строились целые корпуса для приезжавших туда мирян, от зари старцы принимали их, отдавая лишь вечер для своей братии. Братия гордилась старцами и радовалась наплыву мирян. Вот так же, голосом народа - гласом Божиим - была названа "старицей" и наша матушка Варвара. И когда спрашивают, какие у нее заслуги перед Богом и добрые дела перед людьми, я отвечаю: целомудрие (чистота духовная и телесная), смирение, худоба (телесная истощенность), монашеский облик (белая лицом, словно просфора), более того, строжайшая постница (в понедельник, среду и пятницу ничего не ела), удивительная утешительница народа, приходившего к ней с разными печалями и душевными язвами ... Трофимова Варвара Григорьевна была уроженкой д. Горушко Новгородской губернии. Отец ее, Григорий Трофимов, ходил по деревням, сапожничал. Мать Варвары, Анастасия Багрова, вторая жена отца, имела четырех сыновей и четырех дочерей, Последняя - Варвара, была крещена в д. Ефимово. При крещении священник сказал: "эта - сразу с крестом". Потому что девочка родилась уже слепой. Даты своего появления на свет Варвара точно не знала, но известно, что в год смерти Иоанна Кронштадского /1908/ она была годовалым или двухлетним младенцем. Младшая в семье, оставшаяся без матери в возрастe пяти лет, а без отца в одиннадцать. Варвара лишь непродолжительное время пользовалась приютом старших сестер. Вскоре, дабы не становиться обузой, пошла, жить по добрым людям да церковным богадельням, нигде подолгу не задерживаясь. Много раз посещала она прославленные обители святой Руси, как, например, женский монастырь в Эстонии, который окормляла тогда игуменья Варвара, а еще раньше, до назначения последней, встречалась с юродивой монахиней Екатериной, они подолгу беседовали о спасении, Иисусовой молитве и о многом другом, о чем ведомо только Богу. Была странница в Литве, в мужском монастыре, где почивают нетленные мощи преподобномучеников Вильнюсских - Антония, Евстафия и Иоанна. Много раз навещала Псково-Печерскую обитель. Там к Варваре приходили за советом, там она получала пищу и ночлег среди стариц, обслуживавших скотный двор. Архимандрит Алипий просил ее святых молитв в дни больших искушений обители, когда неопределенное юридическое положение монастыря вызывало добровольное мученичество среди братии. Теперь то время называют "оттепелью". Матушка Варвара всех утешала, говоря: "никого не бойтесь, вы под Покровом Матери Божией. Радуйся, Обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая". Авва Алипий проявлял великодушие к Варваре, почитал ее искренне и глубоко, и разрешал иногда, при большом стечении народа, побеседовать, дать наставления паломникам. Вот как она размышляла, когда к ней приходили за советом: "Врач - лекарь, да и молитва не мешает, и преданность Богу нужна - то и другое пусть идeт вместе. Не понял - перемени лекарство. Молитесь, чтобы Господь надоумил: если не надоумит, верно, лучше для вас жить с больной головой. Помоги вам, Господи, поговеть в утешение и укрепление". Часто приходилось матушке Варваре менять место жительства, терпеть от злых людей: не раз по их навету вызывали еe в милицию, но видя ее кроткий, незлобивый нрав, отпускали. Во время войны она ходила по деревням, собирала милостыню, кормила раненых и сирот. Она называла тогда себя "лесной птицей". Идя лесом, много раз встречала волков и диких кабанов. В эту опасную минуту она пела: "Заступница усердная, с нами Бог", и звери обходили еe стороной. Постоянный приют обрела Варвара 12 лет назад в Старой Руссе. Мы выделили ей небольшую келью при нашей богадельне. И то, что она будет жить здесь постоянно, и что встретили еe с сочувствием и радушием - всe это оживляло ее истомленное сердце. Сюда за советом к ней потянулись люди, и всем она говорила: "Господи, спаси всякую душу". И еще, любимое выражение: "Чтобы знать Бога, быть в откровении, надо иметь терпение, главное - терпение, через это открывается воля Божия". Сие - не просто слова, а опыт: воле Божией она подчинила себя, покинув в детстве сестeр. Потому, видимо, она и наделена была даром прозорливости. Узнав о назначении на высокий пост одного священника, вздохнув, матушка произнесла: "Ни голоса, ни волоса, ни духа, ни слуха. Вырастут гусиные крылья и улетит". И словно в воду глядела. Через год упомянутый священник был уволен, потом запрещен в служении, бросил семью и занялся торговлей… На церковных службах старица присутствовала всегда. На память знала акафисты, псалмы, стихиры, часы и многие ирмосы канонов. Хорошо знала чин "како подобает пети дванадесять псалмов особ". И если что-либо при пении пропускали, комментировала: "Евши горох, не разжевали", Много колоритных поговорок было у Варвары. К примеру, одна из них: "Кость праведника не сокрушится". Это значит: Господь обязательно сообщит, где мученик почил, как уготовил ему погребение и молитву о нем, где ссыльный погиб, где косточки его обрелись, чтобы с почестью и светлым печалованием их погребли. Эпоха ведь была суровая. Приходящие в лице матушки находили настоящий кладезь мудрости. "Сей свет вам на волю дан", - говорила она - "Широкая всем дорога, а ум у каждого свой, вот и разбирайтесь". Или вспоминаются такие высказывания: "Все добро у Бога, а вывел в мир - как в море: что наберешь, так и поплывешь". Успела она сказать и о нашем с вами времени: "Если в доме хозяина нет, худо дому. Раньше была святая Русь, а теперь живу и всех боюсь". Не стало настоящего правления на Руси, и это Господь попустил так, потому что отошли от истинного христианства, забыли Бога. За что Ему нас любить? За что добро нам делать? Но и среди хаоса он сохраняет тех, кто Ему не изменяет, заповедей не нарушает". Обратите внимание: наша блаженная ведь не могла читать газет, смотреть телевизор, радио в келью ей никто не проводил, никто не читал ей и политинформаций. А она видела все - и видела лучше зрячих, имела Варвара свое мнение и по вопросам педагогики: "все хотят детей хороших, а какие мы сами? Что даем доброго им? Время злодеев, сыны прелюбодеев. Раньше детям на каждом шагу говорили: это можно, это нельзя. Сейчас родили, крестили, в мир пустили. Плывите в море по волнам своей воли! А кто хочет жить своей волей, тот все потеряет. Волей Божий скорби терпеть можно, а своей - и радости не впрок, конец будет, а Господь не забудет. Как умрем, спросят нас: кто был? что делал?" А в утешение всем любила старица повторять; "От Господа дана возможность исправления. Покайся и благодари Бога. Без скорбей и труда нет дорожки Туда. Ой, друзья мои, не надо увядать, а на Бога уповать, и все в свое время придет, надо простенько-простенько помаливаться Богу: Господи, помоги! И он Сам все покажет". Это тоже был личный опыт Варвары. Свидетельствую: есть убедительные доказательства того, что ее молитвы прямиком долетали до Всевышнего. Прожила матушка "по полной программе" и глубокую старость, а ум сохраняла ясным, пребывала и в доброй памяти. Прихожане Георгиевской церкви по сей день помнят, как приводили ее, уже больную и немощную, в храм к началу богослужения, Сидя в уголке перед Старорусской иконой Божией Матери, скрестив на коленях свой худенькие, почти прозрачные руки, она неслышно, одними губами молилась за всех - за себя, за вас, за наш богоспасаемый город и всю Россию. Говоря о старице Варваре, нельзя не вспомнить и моменты ее духовного общения с блаженным Димитрием из Большого Ужина, сотаинником и братом во Христе по молитве и посту. Это были по-настоящему высокодуховные личности, до конца понять которые можно лишь в том случае, если сам окажешься на соответствующей им высоте. Да как же туда взлететь нам, привязанным грехами к земле? Последняя встреча Димитрия и Варвары до сих пор стоит у меня перед глазами... Они понимали, знали духом, что уже не увидятся в этой земной жизни. И так радостно беседовали друг с другом, что никто и не заподозрил в озорном разговоре сцену прощания. Сегодня их радость понятна: разлука оказалась совсем короткой. А встреча со Христом - близкой. Душевное обращение со всеми, кто приходил к ним за утешением, будет служить образцом для нас на веки вечные. Старица Варвара с одинаково чистым расположением сердца обращалась и со своими духовными детьми, и с закоренелыми грешниками: кому крестила головы, кого призывала "целовать пост", т.е. принимать пост как лекарство для обуздания плоти и для приобретения дара рассуждения. Запомнилось и ее благословение умываться трижды в день:
от человек некоторых, бесов и страстей. Вода должна быть святая, если
же таковой не окажется, то можно использовать, по словам матушки, родниковую
или даже из-под крана, предварительно ее перекрестив. Она и умирала мужественно: тихо, без слов, но с молитвой в слепых глазах. Так мирно отходят только истинные праведники. Она прожила на свете свыше 90 лет, и каждый год по тяготам телесным и беспрестанности духовной брани можно считать "фронтовым". Матушка задолго до своей кончины пророчески предсказывала, что преставится ко Господу на пасхальной неделе. Размышления о смерти были одной из ее добродетелей. Она делилась ими со всеми, ибо эти мысли содействовали обилию благодати, силой, которой мы трезвеем душой и подвергаем переоценке ценности нашей земной жизни. Завершая рассказ о блаженной старице Варваре, трудно поставить точку: ее святой, славный путь однажды только начался на земле, а конца ему нет. И не будет. Ибо он пролегает теперь на царских небесных твердях. Для глубокого почитания старицы, чтобы стала она нашей молитвенницей, вспомним здесь слова святого Иоанна Богослова - зрителя неизреченных откровений, когда он предстоял своей душой во граде Вечной Пасхи - Иерусалиме, видя особую честь, возданную девству: "И взглянул я, - пишет он в Откровении, - и вот. Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах". Евангелист слышал песнь, звучавшую перед престолом: "и никто не мог научиться сей песне, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Эти старцы суть девственники, не познавшие жен. Они идут за Агнцем, куда бы он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства: они непорочны пред престолом Божиим". Осень 1993 г. Архим. Агафангел
и старица Варвара.
(новгородская газета "Покров"
N1 (3), |