СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. ИЗ БЕСЕД С АРХИМАНДРИТОМ АГАФАНГЕЛОМ.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Светочи Православия

ИЗ БЕСЕД С АРХИМАНДРИТОМ АГАФАНГЕЛОМ

Архимандрит Агафангел

Дорогие братья и сестры! Вашему боголюбивому вниманию предлагаются отрывки из большой беседы, записанной М.Горбаневским по благословению о.Агафангела в его тихом и гостеприимном доме в Старой Руссе в ноябре 1994 года, на Дмитриевскую родительскую субботу. В расширенном объеме этот текст был опубликован журналом "Посев" (см. раздел "По страницам газет и журналов" нашего интернет-альманаха).

- Русский писатель XIX века Николай Лесков говорил, что русский народ был крещен, но не был просвещен. Разделяете ли Вы, отец Агафангел, эту точку зрения, и что это могло было бы означать в наших современных условиях ?
- И в те уже удаленные от нас времена имели место такие случаи: идет в храм некий аристократ с тросточкой и спрашивает: "Где здесь причастие раздают?" Представляете себе степень его "просвещенности"?! Что такому человеку было необходимо - справка от священника, что он причастился, то есть - документ, необходимый для дел сугубо светских и от Веры далеких. Ведь даже печально известный выпускник Казанского университета, будущий тиран России, обязан был принести в ректорат такую справку, иначе бы ему диплом просто не выдали бы. Как вы понимаете, я говорю об Ульянове-Ленине. Но если все же ваш вопрос обратить к нашей противоречивой современности, дерзну молвить следущее суждение: непреложно знать основные положения веры, которую ты исповедуешь. А на деле что часто происходит? Люди, называющие себя православными, часто хвалятся высотами, глубинами, широтами своих познаний, мудрости или веры. Они знают все: особенности той или другой религиозной или философской системы, культуры или школы; они тонко разбираются в различных юристикциях, линиях, ветвях или преимуществах многочисленных религиозных или совсем нерелигиозных организаций. Их очень занимают какие-нибудь загогульки в каких-нибудь гностических учениях, ересях или расколах. Они претендуют на знание многочисленных ритуалов служб, стилей храмов, церковных напевов или икон. Словом, они знают как бы все - вплоть до числа и качества крылышек ангелов, серафимов и херувимов. Однако, зная всеэто, скромно говоря, чрезвычайно поверхностно, они в главном, в основном, в самом важном. просто неграмотны. К сожалению, слишком много людей в России и за ее пределами, называющие себя православными, очень и очень часто ни Библии в целом, ни Нового Завета, ни Катехизиса, ни даже своего служебника и требника не знают так, как надо знать эти основные книги каждому православному, просвещенному верующему. И еще об одном хочу сказать, поскольку Старая Русса - город Достоевского, где он жил и творил, молился пред Светлым Ея Образом - чудотворной иконой Старорусской Божией Матери. лишь недавно отечественному читателю стали доступны труды (но - в очень малой мере) крупных русских философов, из-за большевистских гонений покинувших пределы отечества. Вот почти еще не известен философ и истинно православный христианин Сергей Александрович Левицкий. А ведь его суждения о вере Достоевского, не раз испытывавшего искушения и сомнения, глубоки и высокомудры. Левицкий писал о том, что христианство Достоевского чуждо прекраснодушия: вера великого писателя - не слепая вера, а, как он сам писал, "прошедшая через горнило сомнений"... Христианство Достоевского, по Левицкому - читайте его чаще! - чуждо отвлеченного морализма, которого не был чужд Толстой. Между прочим, передают, что, когда графиня Толстая читала Достоевскому "Мою исповедь", то Федор Михайлович буквально бегал по комнате и восклицал: "Не то, не то!!" Ведь недаром и сам Достоевский говорил: "Не мораль, не учение Христово спасут мир, а только вера в то, что Слово плоть бысть". Не скрою, согласен я с Сергеем Левицким и в том, что христианство Достоевского прежде всего мистично и реалистично, как всякое подлинное христианство. Христианство Достоевского действительно есть Иоанново, профетическое христианство, исполненное горения, достойного первых христиан. По антропологии Достоевского человек, хотя и первородно греховен, но не придавлен грехом. Сквозь его падшее и бунтующее естество всегда сквозит образ Божий в человеке.

- Существуют мнения о том, что некоторые фрагменты православного богословия деактуализировались, что исходя из нашей занятости и наших немощей следовало бы сделать службу более компактной - например, сократить всенощную. Что Вы можете об этом сказать своим чадам, а также читателям записи этой беседы?
- Напомню Вам, брат Михаил, что преподобный Нил Афонский говорил еще в 16 веке, что дьявол создаст такой ящик, у которого будут рожки, а у этого ящика будем мы проводить часы, и нам не нужна будет молитва, своеволие появится и прочее. Иначе говоря, он предвидел, что будет даден человеку телевизор, антенны в каждом доме и на каждом доме. Сегодня мы уже - перед ним. Сколько дает он пользы - все мы знаем, есть замечательные передачи - таков XX век... Однако он являет собой в целом языческий культ человека, особенно развращающе действующий на детей. И на сегоднящний день - это большая проблема. А вот прийти в церковь, очиститься от всего этого, получить духовный заряд, сияние фаворского света - это сравнимо с тем, как в древности говорили: "Христианина узнают по походке...". Если же сегодня мы будем, например, сокращать всенощную службу, то мы и потеряем как бы эту христианскую походку, и потом может быть постепенно приобретен и демонический нрав... Боюсь, что сокращение службы приведет и к нежеланию изучать наследие Святых Отцов Церкви. Нет ли здесь опасности протестантизма, которому достаточно прочитать Евангелие, а затем только его толковать? К сокращению службы могут призывать, к сожалению, и полуинтеллигентные неофиты, не воцерковленные и живущие все-таки памятью о своем атеистическо-большевистском пррошлом, участии во всяческих городских идеологических комиссиях (языческие "камлания" на которых наводили на людей стойкую скуку и уныние). К несчастью, поборники идей сокращения православного богослужения ныне встречаются даже среди русских писателей, художников, музейных деятелей, чье духовное зрение от природы даровано Богом вроде бы более острое и чистое. Но и они впадают в искушение. Воистину: чувственные восприятия затемняют человеку созерцание духа. Напомню всем чадам отрывок из исповеди св. Василия Великого: "...Как часто и почти всегда входил я в храм Божий скверный и нечистый, без страха и трепета стоял там и молился рассеянно, легкомысленно, неприлично, невежественно и беспечно, и выходил оттуда с таким же духом и расположением. В домашней молитве также был всегда холоден, нерадив и молился весьма мало, лениво, без внимания, усердия и благоговения и вообще не выполнял установленных правил мо литв. ...О сколь тяжкому наказанию повинен я буду !"

- Скажите, пожалуйста, отец Агафангел, считаете ли Вы возможным участие мирян в проповеди Евангелия - сейчас также немало спорят об "апостолате мирян"?
- Я считаю, что это - тот вопрос, который должен решать богомудрый Святейший Патриарх и Синод. В каждой епархии может быть человек - в сане, разумеется, который как бы был миссионером этого края. Там, где, в селах нет храмаи священника по благословению епископа, ангела Церкви, такой миссионер, получив от епископа антиминс, мог бы проезжать от деревни к деревне, совершая, например, на Пасху, богослужения - ведь часто храма и батюшки православным еще не найти и за пятьдесят километров. А такого миссионера в сане сопровождал бы опытный и образованный мирянин, который после его отъезда оставался бы в деревне на два-три дня, дарил бы в верующим библиотечку православной литературы от имени епархии, что-то бы помогал прочитать, понять, да и с детьми бы беседовал. Мне труднее судить в этом смысле о жизни больших городов - я сам монах Псково-Печерского монастыря, и служу в небольшом городке Новгородской области. Ведь действительно, слова Господа Бога, сказанные в конце одного из Евангелий - "Идите и научите все народы" - обращены ко всем христанам. И миссионерская деятельность, разумно организованная в отдаленные участки всех наших необъятных правоаславных епархий, с участием активных и образованных мирян представляется мне важной. Она в какой-то мере противодействовала бы и "пропагандистской" деятельности новоявленных российских протестантов, на заокеанские деньги арендующих на восресние дни целые кинотеатры, сельские клубы или дома культуры и порой достаточно действенно устраивающие там свои, как сказал бы в прежние времена советский чиновник, "мероприятия". Но так оно и есть: в протестантских сходках - ересь, грех на самом деле - умерщвление духа Слова Божия...

- Батюшка, какие проблемы церковной жизни кажутся Вам наиболее существенными, требуют безотлагательного решения?
- В мире, на нашей планете, как известно, существуют тысячи и тысячи разнообразных сект. Если не ошибаюсь, то - к великому прискорбию ! - уже более двух сотен таких сект (включая и так называемых "демонистов") с разной степенью легальности действуют на территории современной России. В этом я вижу и огромную опасность для всего нашего Отечества, и собственно для жизни и деятельности любого - самого малого православного прихода - от края Новгородского до острова Сахалин. Россия всегда была, есть и будет страной православной, граждане которой, впрочем, должны всегда помнить о веротерпимости по отношению к тем своим согражданам, кои исповедуют ислам, иудаизм или, скажем, буддизм. О любви деятельной ко всем ближним - к инородцам и к иноверцам - Господь сказал в притче о милосердном самарянине (Лук.10,30-37), увещая нас быть сынами Отца Небесного, который повелевает солнцу сиять над добрыми и злыми, праведными и неправедными (Мф. 5, 45-48). Сектанты же, всяческие самодеятельные проповедники, экстрасенсы, протестантские проповедники, заполонившие российские телеэкраны в утренние часы по субботам и воскресеньям, - несомненное зло и искушение, для людей ищущих Бога и не всегда находящих - в том числе и по нашей, клира и иерархов Московской Патриархии, вине - путь в Церковь - Тело Христово. Запад - не исчадие ада, нет. Когда царь Петр "прорубил окно в Европу", то был за сие награжден похвалой патриарха Иова. Однако патриарх позже молвил:" ...Как бы через окно это ни пришло к нам нечестие". И мы знаем, какими действительно стали последствия: Петр возомнил себя Цезарем и затем вообще упразднил патриаршество... Не станет ли юридическая вседозволенность деятельности сектантов и экстрасенсов началом того разложения, о котором нас предупреждал и преподобный Нектарий? Скорблю об этом и волнуюсь. Есть и еще одна проблема церковной жизни, о которой всем нам следует помнить и соборным трудом устранять. Все мы радуемся открытию новых храмов и монастырей, колокольному звону, льющемуся отныне над великой матушкой-Россией. Любое известие о новом храме - благодать Божия. Я служу в Старой Руссе, неблизко от Москвы, но недавно услышал по радио новость, которой радовался и молился: близ города Можайска возобновилась монашеская жизнь - в Ферапонтовом мужском монастыре. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в Ферапонтовом монастыре божественную литургию и возвел в сан игумена настоятеля монастыря иеромонаха Бориса. А ведь ныне в ведении только одной Московской епархии находятся уже 10 действующих монастырей. Кроме них, в Московской области действуют еще 7 монастырей, подчиняющихся непосредственно Святейшему Патриарху Алексию II. Радость это? Огромная! Храм же это - не просто дом молитвы, не только тихая пристань и училище благочестие. Храм - это жертвенник небесный, на котором приносится святейшая Жертва, - Тело и Кровь Агнца Божия Иисуса Христа, вземлющего грехи мира... Однако боль, которой я хотел бы поделиться моими братьями и сестрами по вере состоит в следующем: христианство, православие воспринимается еще миллионами наших сородичей-россиян как часть той традиции, которая была разрушена большевиками и представляет собой лишь некую ценность как орудие политики. Именно поэтому мы видим государственных деятелей с разномастной бюрократической челядью на Рождество и на Пасху в храме с зажженными свечами, а высших иерархов - на всевозможных форумах среди лидеров политических движений и партий. Нередки факты и того, что вновь открытые храмы - пусты, что в них не хватает священников, дьяконов, регентов, псаломщиков, а в монастырях - насельников. Соглашаясь с метафорой современного молодого историка, могу сказать: представим, что иудеи, находившиеся в Вавилонском плену, вместо покаяния постоянно бы обвиняли своих поработителей, стремясь сбросить иго рабства. Вряд ли они смогли бы вернуться в Землю Обетованную и заново отстроить Храм. Призыв к покаянию у нашей паствы, у тех, кто мог бы стать членом Церкви , да и у наших правителей истинного-то отклика так и не нашел. Бесы, вошедшие в сердце Руси, доныне не изгнаны.

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

ГОСТЕВАЯ КНИГА