Дорогие братья и сестры! Вашему боголюбивому вниманию предлагаются
отрывки из большой беседы, записанной М.Горбаневским по благословению о.Агафангела
в его тихом и гостеприимном доме в Старой Руссе в ноябре 1994 года, на Дмитриевскую
родительскую субботу. В расширенном объеме этот текст был опубликован журналом
"Посев" (см. раздел "По страницам
газет и журналов" нашего интернет-альманаха).
- Русский писатель XIX века Николай Лесков говорил, что
русский народ был крещен, но не был просвещен. Разделяете ли Вы, отец Агафангел,
эту точку зрения, и что это могло было бы означать в наших современных условиях
?
- И в те уже удаленные от нас времена имели место такие случаи: идет в храм
некий аристократ с тросточкой и спрашивает: "Где здесь причастие раздают?"
Представляете себе степень его "просвещенности"?! Что такому человеку
было необходимо - справка от священника, что он причастился, то есть - документ,
необходимый для дел сугубо светских и от Веры далеких. Ведь даже печально
известный выпускник Казанского университета, будущий тиран России, обязан
был принести в ректорат такую справку, иначе бы ему диплом просто не выдали
бы. Как вы понимаете, я говорю об Ульянове-Ленине. Но если все же ваш вопрос
обратить к нашей противоречивой современности, дерзну молвить следущее суждение:
непреложно знать основные положения веры, которую ты исповедуешь. А на деле
что часто происходит? Люди, называющие себя православными, часто хвалятся
высотами, глубинами, широтами своих познаний, мудрости или веры. Они знают
все: особенности той или другой религиозной или философской системы, культуры
или школы; они тонко разбираются в различных юристикциях, линиях, ветвях или
преимуществах многочисленных религиозных или совсем нерелигиозных организаций.
Их очень занимают какие-нибудь загогульки в каких-нибудь гностических учениях,
ересях или расколах. Они претендуют на знание многочисленных ритуалов служб,
стилей храмов, церковных напевов или икон. Словом, они знают как бы все -
вплоть до числа и качества крылышек ангелов, серафимов и херувимов. Однако,
зная всеэто, скромно говоря, чрезвычайно поверхностно, они в главном, в основном,
в самом важном. просто неграмотны. К сожалению, слишком много людей в России
и за ее пределами, называющие себя православными, очень и очень часто ни Библии
в целом, ни Нового Завета, ни Катехизиса, ни даже своего служебника и требника
не знают так, как надо знать эти основные книги каждому православному, просвещенному
верующему. И еще об одном хочу сказать, поскольку Старая Русса - город Достоевского,
где он жил и творил, молился пред Светлым Ея Образом - чудотворной иконой
Старорусской Божией Матери. лишь недавно отечественному читателю стали доступны
труды (но - в очень малой мере) крупных русских философов, из-за большевистских
гонений покинувших пределы отечества. Вот почти еще не известен философ и
истинно православный христианин Сергей Александрович Левицкий. А ведь его
суждения о вере Достоевского, не раз испытывавшего искушения и сомнения, глубоки
и высокомудры. Левицкий писал о том, что христианство Достоевского чуждо прекраснодушия:
вера великого писателя - не слепая вера, а, как он сам писал, "прошедшая
через горнило сомнений"... Христианство Достоевского, по Левицкому -
читайте его чаще! - чуждо отвлеченного морализма, которого не был чужд Толстой.
Между прочим, передают, что, когда графиня Толстая читала Достоевскому "Мою
исповедь", то Федор Михайлович буквально бегал по комнате и восклицал:
"Не то, не то!!" Ведь недаром и сам Достоевский говорил: "Не
мораль, не учение Христово спасут мир, а только вера в то, что Слово плоть
бысть". Не скрою, согласен я с Сергеем Левицким и в том, что христианство
Достоевского прежде всего мистично и реалистично, как всякое подлинное христианство.
Христианство Достоевского действительно есть Иоанново, профетическое христианство,
исполненное горения, достойного первых христиан. По антропологии Достоевского
человек, хотя и первородно греховен, но не придавлен грехом. Сквозь его падшее
и бунтующее естество всегда сквозит образ Божий в человеке.
- Существуют мнения о том, что некоторые фрагменты православного
богословия деактуализировались, что исходя из нашей занятости и наших немощей
следовало бы сделать службу более компактной - например, сократить всенощную.
Что Вы можете об этом сказать своим чадам, а также читателям записи этой беседы?
- Напомню Вам, брат Михаил, что преподобный Нил Афонский говорил еще в 16
веке, что дьявол создаст такой ящик, у которого будут рожки, а у этого ящика
будем мы проводить часы, и нам не нужна будет молитва, своеволие появится
и прочее. Иначе говоря, он предвидел, что будет даден человеку телевизор,
антенны в каждом доме и на каждом доме. Сегодня мы уже - перед ним. Сколько
дает он пользы - все мы знаем, есть замечательные передачи - таков XX век...
Однако он являет собой в целом языческий культ человека, особенно развращающе
действующий на детей. И на сегоднящний день - это большая проблема. А вот
прийти в церковь, очиститься от всего этого, получить духовный заряд, сияние
фаворского света - это сравнимо с тем, как в древности говорили: "Христианина
узнают по походке...". Если же сегодня мы будем, например, сокращать
всенощную службу, то мы и потеряем как бы эту христианскую походку, и потом
может быть постепенно приобретен и демонический нрав... Боюсь, что сокращение
службы приведет и к нежеланию изучать наследие Святых Отцов Церкви. Нет ли
здесь опасности протестантизма, которому достаточно прочитать Евангелие, а
затем только его толковать? К сокращению службы могут призывать, к сожалению,
и полуинтеллигентные неофиты, не воцерковленные и живущие все-таки памятью
о своем атеистическо-большевистском пррошлом, участии во всяческих городских
идеологических комиссиях (языческие "камлания" на которых наводили
на людей стойкую скуку и уныние). К несчастью, поборники идей сокращения православного
богослужения ныне встречаются даже среди русских писателей, художников, музейных
деятелей, чье духовное зрение от природы даровано Богом вроде бы более острое
и чистое. Но и они впадают в искушение. Воистину: чувственные восприятия затемняют
человеку созерцание духа. Напомню всем чадам отрывок из исповеди св. Василия
Великого: "...Как часто и почти всегда входил я в храм Божий скверный
и нечистый, без страха и трепета стоял там и молился рассеянно, легкомысленно,
неприлично, невежественно и беспечно, и выходил оттуда с таким же духом и
расположением. В домашней молитве также был всегда холоден, нерадив и молился
весьма мало, лениво, без внимания, усердия и благоговения и вообще не выполнял
установленных правил мо литв. ...О сколь тяжкому наказанию повинен я буду
!"
- Скажите, пожалуйста, отец Агафангел, считаете ли Вы
возможным участие мирян в проповеди Евангелия - сейчас также немало спорят
об "апостолате мирян"?
- Я считаю, что это - тот вопрос, который должен решать богомудрый Святейший
Патриарх и Синод. В каждой епархии может быть человек - в сане, разумеется,
который как бы был миссионером этого края. Там, где, в селах нет храмаи священника
по благословению епископа, ангела Церкви, такой миссионер, получив от епископа
антиминс, мог бы проезжать от деревни к деревне, совершая, например, на Пасху,
богослужения - ведь часто храма и батюшки православным еще не найти и за пятьдесят
километров. А такого миссионера в сане сопровождал бы опытный и образованный
мирянин, который после его отъезда оставался бы в деревне на два-три дня,
дарил бы в верующим библиотечку православной литературы от имени епархии,
что-то бы помогал прочитать, понять, да и с детьми бы беседовал. Мне труднее
судить в этом смысле о жизни больших городов - я сам монах Псково-Печерского
монастыря, и служу в небольшом городке Новгородской области. Ведь действительно,
слова Господа Бога, сказанные в конце одного из Евангелий - "Идите и
научите все народы" - обращены ко всем христанам. И миссионерская деятельность,
разумно организованная в отдаленные участки всех наших необъятных правоаславных
епархий, с участием активных и образованных мирян представляется мне важной.
Она в какой-то мере противодействовала бы и "пропагандистской" деятельности
новоявленных российских протестантов, на заокеанские деньги арендующих на
восресние дни целые кинотеатры, сельские клубы или дома культуры и порой достаточно
действенно устраивающие там свои, как сказал бы в прежние времена советский
чиновник, "мероприятия". Но так оно и есть: в протестантских сходках
- ересь, грех на самом деле - умерщвление духа Слова Божия...
- Батюшка, какие проблемы церковной жизни кажутся Вам
наиболее существенными, требуют безотлагательного решения?
- В мире, на нашей планете, как известно, существуют тысячи и тысячи разнообразных
сект. Если не ошибаюсь, то - к великому прискорбию ! - уже более двух сотен
таких сект (включая и так называемых "демонистов") с разной степенью
легальности действуют на территории современной России. В этом я вижу и огромную
опасность для всего нашего Отечества, и собственно для жизни и деятельности
любого - самого малого православного прихода - от края Новгородского до острова
Сахалин. Россия всегда была, есть и будет страной православной, граждане которой,
впрочем, должны всегда помнить о веротерпимости по отношению к тем своим согражданам,
кои исповедуют ислам, иудаизм или, скажем, буддизм. О любви деятельной ко
всем ближним - к инородцам и к иноверцам - Господь сказал в притче о милосердном
самарянине (Лук.10,30-37), увещая нас быть сынами Отца Небесного, который
повелевает солнцу сиять над добрыми и злыми, праведными и неправедными (Мф.
5, 45-48). Сектанты же, всяческие самодеятельные проповедники, экстрасенсы,
протестантские проповедники, заполонившие российские телеэкраны в утренние
часы по субботам и воскресеньям, - несомненное зло и искушение, для людей
ищущих Бога и не всегда находящих - в том числе и по нашей, клира и иерархов
Московской Патриархии, вине - путь в Церковь - Тело Христово. Запад - не исчадие
ада, нет. Когда царь Петр "прорубил окно в Европу", то был за сие
награжден похвалой патриарха Иова. Однако патриарх позже молвил:" ...Как
бы через окно это ни пришло к нам нечестие". И мы знаем, какими действительно
стали последствия: Петр возомнил себя Цезарем и затем вообще упразднил патриаршество...
Не станет ли юридическая вседозволенность деятельности сектантов и экстрасенсов
началом того разложения, о котором нас предупреждал и преподобный Нектарий?
Скорблю об этом и волнуюсь. Есть и еще одна проблема церковной жизни, о которой
всем нам следует помнить и соборным трудом устранять. Все мы радуемся открытию
новых храмов и монастырей, колокольному звону, льющемуся отныне над великой
матушкой-Россией. Любое известие о новом храме - благодать Божия. Я служу
в Старой Руссе, неблизко от Москвы, но недавно услышал по радио новость, которой
радовался и молился: близ города Можайска возобновилась монашеская жизнь -
в Ферапонтовом мужском монастыре. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
совершил в Ферапонтовом монастыре божественную литургию и возвел в сан игумена
настоятеля монастыря иеромонаха Бориса. А ведь ныне в ведении только одной
Московской епархии находятся уже 10 действующих монастырей. Кроме них, в Московской
области действуют еще 7 монастырей, подчиняющихся непосредственно Святейшему
Патриарху Алексию II. Радость это? Огромная! Храм же это - не просто дом молитвы,
не только тихая пристань и училище благочестие. Храм - это жертвенник небесный,
на котором приносится святейшая Жертва, - Тело и Кровь Агнца Божия Иисуса
Христа, вземлющего грехи мира... Однако боль, которой я хотел бы поделиться
моими братьями и сестрами по вере состоит в следующем: христианство, православие
воспринимается еще миллионами наших сородичей-россиян как часть той традиции,
которая была разрушена большевиками и представляет собой лишь некую ценность
как орудие политики. Именно поэтому мы видим государственных деятелей с разномастной
бюрократической челядью на Рождество и на Пасху в храме с зажженными свечами,
а высших иерархов - на всевозможных форумах среди лидеров политических движений
и партий. Нередки факты и того, что вновь открытые храмы - пусты, что в них
не хватает священников, дьяконов, регентов, псаломщиков, а в монастырях -
насельников. Соглашаясь с метафорой современного молодого историка, могу сказать:
представим, что иудеи, находившиеся в Вавилонском плену, вместо покаяния постоянно
бы обвиняли своих поработителей, стремясь сбросить иго рабства. Вряд ли они
смогли бы вернуться в Землю Обетованную и заново отстроить Храм. Призыв к
покаянию у нашей паствы, у тех, кто мог бы стать членом Церкви , да и у наших
правителей истинного-то отклика так и не нашел. Бесы, вошедшие в сердце Руси,
доныне не изгнаны.