СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. БЛАЖЕННЫЙ СТАРЕЦ ЗЕМЛИ НОВГОРОДСКОЙ.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Светочи Православия

БЛАЖЕННЫЙ СТАРЕЦ ЗЕМЛИ НОВГОРОДСКОЙ

Блаженный старец Димитрий

Каждый из нас на уровне "рацио" сознаёт древность и святость новгородской земли. Но поскольку живем мы в суетливой повседневности, святость кажется нам где-то там, в прошлом, во всяком случае, если спросить прохожего: "Возможна ли праведность сегодня?", мало надежд получить положительный ответ. Чаще всего (и, надо сказать, справедливо) вам укажут на твердыни Православия на Руси - монастыри, где огонь святости, действительно, никогда не угасал, но вот о существовании такого огня в миру, рядом о нами, ответит только знаток, тот, кому посчастливилось возле сего огня греться.

Что же это за огонь, не опаляющий, а делающий счастливыми прикасавшихся к нему?

Ответ здесь не сложен: благодать. Благодать, изливаемая Ботом на нас, грешных, через Его святых, праведников, исповедников, мучеников и Христа ради юродивых.

И одним из таких праведников, совсем, совсем ещё недавно жившим рядом с нами в маленькой деревне Большой Ужин, приютившейся на берегу древнего Ильменя под Старой Руссой, был тот, кому мы и посвящаем наш рассказ, - блаженный раб Божий Димитрий, человек тяжкого креста и настоящих побед духа.

Судьба с самого начала жизни уготовила ему суровейшие испытания: младенец Митя лишился матери сразу после своего рождения, а в отроческий возраст вступает уже полным инвалидом: с 8 лет он прикован к постели - парализованы обе ноги и одна рука.

Как часто в подобных или даже в менее тяжёлых случаях жизнь для человека меркнет, рождая в душе лишь уныние. И кто тут дерзнёт осуждать? Мы, конечно, не имеем морального права оставлять этих людей в беде, обязаны помогать им, должны молиться за них Богу - всё так. Но ведь остальное зависит от самого человека.

И вот, если человек находит в себе силы (а непосильного креста не бывает) и обращается или, точнее, разворачивает свою жизнь лицом к Господу, происходит каждый раз чудо, которому не перестаёшь удивляться.

Эта тяжкая доля вынужденного лежания выпала маленькому Мите в роковой 1914 год: началась Первая мировая война.

Случайностей нет!

Не на подвигах ли таких чад Христовых ещё держится наш окаянный мир, хотя должен бы был погибнуть, погрести себя под обломками мировых катаклизмов? Вспомним ещё вопрошания Авраамом Бога: "Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нём?" (Быт. 18, 23-24).

Святой Силуан Афонский прямо говорил, что ради неведомых миру святых изменяется течение исторических и даже космических событий, и поэтому каждый святой есть явление космического характера, значение которого выходит за пределы земной истории в мир вечности. А когда земля перестанет рождать святых, тогда отнимется от неё сила, удерживающая мир от катастрофы.

Вот, верно, и милует нас Господь ради таких праведников, к каким, несомненно, принадлежит и блаженный Димитрий.

Его и самого спасла вера в святость Божественного Промысла: со временем пришло осознание случившегося с ним как проявление особой милости Бога. Провидение оберегало от соблазнов века сего, века невиданных падений человеческих и невиданных соблазнов - века двадцатого, который в России кроваво и начинал свою историю - 1905 годом.

Митя Принцев родился в следующем - 1906 году, когда страна ненадолго стала входить в свои берега; родился в один год с Дмитрием Шостаковичем, Сергеем Королевым, Леонидом Брежневым, Дмитрием Лихачевым... Каждого из них ждала своя судьба, а всех вместе - история.

Но, в отличие от своих знаменитых и безымянных современников, Дмитрий Принцев был обречён творить историю, почти не сходя о одного и того же места. Что и сохранило его в стороне от страшного водоворота, в который втягивалась страна - страна, восставшая против самой себя и Бога. Нет, в то время, когда поголовно изничтожался аристократический слой общества, фамилия Принцев определенно звучала как знамение, а не насмешка. Это было указанием свыше: избранник Божий получил свою фамилию в награду по праву наследия грядущего Царства.

Он и искал для себя прочных оснований не в здешнем суетном мире, от которого милосердием Отца Небесного он был почти отрешён, а в ином - духовном. Стяжание Духа Святого стало для блаженного Димитрия по воле судьбы, но прежде всего по своей собственной воле, смыслом и содержанием всей жизни и внутренних устремлений.

Это был удивительно живой, духовно бодрый человек и интересный собеседник. Днем, когда он бодрствовал, за 82 года лежания никто не припомнит ни одного стона, вырвавшегося из его уст. И только после того, как он засыпал, а значит терял над собой контроль, родственники, взявшие на себя о нем попечение, понимали, наколько он болен и каких усилий ему стоило скрывать свои страдания.

Особо следует оказать о постничестве старца. Это был постник самый аскетичный, какого можно себе представить. Мясо отсутствовало в его рационе вообще. Понедельник, среду и пятницу блаженный проводил совсем без пищи. Посудой ему служили обыкновенные жестяные банки, в которые он сам закладывал необходимые продукты, а потом отдавал близким для приготовления на печи. Но ел исключительно после того, как пища выдерживалась 3 дня. Это было для него принципом. Свежеприготовленные и вкусные блюда отвергал категорически. Старец ввёл для себя привычку с марта по ноябрь ежегодно проживать на чердаке, куда его переносили близкие. Он никогда не был обузой, родственники не чаяли в Димитрии души - они до сих пор вспоминают о нём со слезами на глазах. Приобретая земные блага, иной человек легко впадает в гордыню независимости и самостоятельности. Старец Димитрий, как видим, был лишён земных благ и существовал за счёт опеки других. Он даже не умел читать и писать (знания же любил, молодёжь наставлял учиться), все молитвы, в которых он не переставал пребывать, знал наизусть. Надо было видеть воочию его лицо, преисполненное радости - той высшей радости, наделённой от Господа, сделавшей его жизнь безмятежной и воистину блаженной. Немощное тело озарялось изнутри особым светом. И ощущение жалости к страждущему скоро перерастало в чувство какого-то упоительного восторга и даже благоговения. Хотелось склониться перед лежащим и просить у него помощи, совета, защиты...

Может быть, поэтому во время войны немецкие оккупанты, зайдя в избу к блаженному, сменили строгость на улыбки, одарили его конфетой и ушли?

Святость действует и на врагов.

Во всяком случае, со своими соотечественниками он по-царски щедро делился теми богатейшими духовными дарами, которыми наделил его Бог за праведность.

Одним из таких даров, настоящей наградой Господа сам старец считал благодатное общение на протяжении более 30 лет с великим прозорливцем - отцом протоиереем Николаем Гурьяновым, старейшим клириком Псковской епархии, о котором ходят легенды, который и по сей день несёт послушание старчества на острове Залит. Духовная связь этих людей была особо доверительной и неразрывной. Они делились друг с другом сокровенным опытом и взаимно исповедовались в сердечных тайнах, являя пример настоящего священного братства.

И оно перерастало рамки самодостаточности, это братство всеми своими как внутренними, так и внешними векторами обращалось к чаяниям людей, на их духовное окормление, им в помощь.

Насколько велика и благодатна была эта помощь, свидетельствовал нескончаемый поток болящих, паломников и просто народа Божия, который стекался к блаженному Димитрию не только с разных концов Русской земли, но даже из-за рубежа. К старцу приходили люди разного социального положения, самых разных профессий: врачи, юристы, крестьяне, профессора, чёрное и белое духовенство - многие из них впоследствии становились его духовными детьми, не мысля уже своего дальнейшего существования без опыта общения с ним.

Отличаясь сердечной мягкостью и добротой, он находил-таки в себе особую твёрдость для произнесения горькой правды, а иногда прямого обличения и наставления заносчивых умов, чтобы имели смирение и молитвы, чтобы любили своего Господа. Приходившим за советом и благословением старец часто говорил о необходимости настоятельного покаяния и сокрушения о своих грехах как о прямом пути к достижению Царства Небесного. Покаяние, по его мнению, - это прежде всего борьба за чистоту помыслов, подвиг к частой молитве, которая приносит с собой глубокую веру и понимание того, что она жива в душе человека чувством безропотного несения своего креста.

Это убеждение он вынес и подтвердил всей своей жизнью.

Многих не единожды поражал его дар ведения души человеческой. Когда приходили к Димитрию люди сварливые, завистливые, находящиеся в недуге пьянства и других смертных болезнях, то блаженный, видя, что человек сам не справляется с грехами, обращался к нему с тёплыми словами: "Жаладный (т.е. милый, желанный друг, жалеемый; он произносил кротко и с любовью, и звучало как "жалодный"), прошу, не пей, Богу не угодно!" А если человек победил страсть и грех, то призывал: "Умоляю, больше не греши!" И удивлялись, откуда он узнал, что человек перестал грешить. Уезжали от него всегда с лёгкостью. Он благословлял, крестя своей детской ручкой головы и сердца.

После краткого знакомства старец сразу же постигал тайну судьбы того или иного человека, провидел будущее. Подобные истории теперь рассказывают немало. Вот одна из них. Однажды к блаженному Димитрию приехала молодая пара из Риги за благословением на брак. Старец, взглянув на них, сказал: "Нет Божьего благословения на сей брак". Он перекрестился и замолчал. Молодые в недоумении стали суетиться возле него, желая узнать причину подобной немилости, уверяя блаженного в своей взаимной любви друг к другу и Святой Матери-Церкви. Но так ничего и не добились. С тем и уехали домой. В Риге они взяли благословение у священника местного кафедрального собора и затем обвенчались... А через полгода развелись - совместная жизнь их не сложилась, брак оказался несчастливым. Ещё через некоторое время разведённая женщина вновь вышла замуж, сейчас у счастливой супружеской пары двое детей. Мать этого семейства была на отпевании старца, плакала, прощаясь с ним, и благодарила Бога за встречу с прозорливцем.

Блаженный Димитрий тихо скончался 17 ноября 1996 года, не дожив 10 дней до своего 90-летнего юбилея, отошёл ко Господу, Которому уже давно принадлежал. Памятник себе он воздвиг прежде всего в душах ему благодарных людей. Они скорбят о расставании со старцем и вместе с тем радуются о нём, потому что теперь он, несомненно, пребывает возле Бога.

Одним из памятных мест на земле о праведнике является недавно восстановленная по его просьбе и благодаря его молитвам часовня "Живоносный Источник" около села Буреги, что находится на автотрассе Новгород - Старая Русса, И если вы будете проезжать мимо, не торопитесь, испейте из воистину живоносного источника и вспомните блаженного Димитрия - отныне эта часовня стала для православного люда как бы символом светлой души старца, изливающей потоками свою благость на всех окружающих.

В том числе и на нас.

Архимандрит Агафангел
(Догадин)

Автор родился в 1936 году в г. Москве. Окончил Ленинградскую духовную Академию, кандидит исторического Богословия. Был насельником Псково-Пачерского монастыря. Проповеди о.Агафангела и очерк о нем, принадлежащий перу Вячеслава Марченко, напечатаны в журнале "Слово". Его высокопреподобие является составителем "Чина исповедания", популярного в православной среде и изданного в Твери по благословению преосвященного Виктора, епископа Тверского и Кашинского. В последние годы жизни блаженного Дмитрия и старицы Варвары - их постоянный духовник. Живет и служит в г. Старая Русса (статья опубликована до кончины о.Агафангела, последовавшей 8 февраля 1999 г. - ред. альманаха "Соборная сторона).

(газета "Воскресная школа", август 1998 г., № 29)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

ГОСТЕВАЯ КНИГА