|
CТАРОРУССКИЙ МОЛЬБЕРТ ЯРКИЕ КРАСКИ ТУСКЛОЙ ПРОВИНЦИИ Рассуждения о “кризисе российской культуры” уже давно успели стать общим местом. Советская культура благополучно умерла, а на смену ей никто так и не пришел. Разрозненные “служители муз” ударились в подражательство раскрученным западным образцам, многие занялись чистой коммерцией под видом искусства, а для всех остальных государство создало телеканал “Культура” – этакое уютное гетто, где специально подготовленные люди вышеупомянутую “культуру” подрезывают, окучивают, не допуская перегрева и охлаждения. То-то радость для интеллигентов, пенсионеров, доживших до наших дней “шестидесятников” и прочих сомнительных персонажей! Теперь можно с утра до вечера показывать скучнейшие телеспектакли, а замшелые искусствоведы с бородами разных конфигураций могут в прямом эфире свободно высказывать свое мнение на разные, мало кому интересные, кроме них самих, вещи. Словом, вместо когда-то “великой и могучей” национальной культуры сейчас имеем в наличии кладбище и бродящих по нему персонажей из распущенных кунсткамер. Спи спокойно, т. н. “культура”! К счастью, Москвой и Петербургом Россия не ограничивается. Есть еще и провинция, где порой создаются художественные работы, если и не абсолютно совершенные в плане техники, то действительно поражающие своей одухотворенностью и душевной теплотой. Примером тому вполне может служить недавно открывшаяся в Центре народных промыслов и ремесел выставка работ старорусских художниц – преподавателей Школы искусств. Своеобразный промежуточный итог своей творческой деятельности подводили Лилия Родионенкова, Елена Панченко, Алла Егорова, Надежда Кузнецова и Лилия Васильева – барышни еще молодые, но как художники уже вполне состоявшиеся. Каждая из них в своих работах открывает перед зрителем удивительный и неповторимый мир искусства, гаммы волшебных красок и ауру творческого парения. Вряд ли кто-либо сможет равнодушно пройти мимо источающих тепло и энергию солнечного лета натюрмортов Лилии Родионенковой. Вряд ли кто из зрителей не обратит внимание и на вышедшие из-под кисти того же автора прекрасные крымские пейзажи, где закат и горы, и плоские крыши домов, залитые багровыми лучами солнца. Мне же, как человеку, в общем-то, далекому от мира изобразительного искусства, конечно, невозможно было бы объективно рассказать обо всех работах, представленных на открывшейся выставке. Но и на мой – непрофессиональный и субъективный взгляд, –всяческих похвал заслуживают прекрасные керамические изделия Елены Панченко; интеллектуальная, с чуть заметным декадансным оттенком живопись Аллы Егоровой и тщательные в проработке мельчайших деталей работы из бересты Надежды Кузнецовой. Наибольшее же впечатление на меня произвел пейзаж с Троицкой церковью, выполненный Лилией Васильевой. Пейзаж этот словно переносит зрителя из удушливо-жаркого лета в позднюю, пьянящую весну. Снег недавно растаял, и деревья уже тянут свои трогательно-тонкие, вдруг зазеленевшие ветви к солнцу. А за ветвями, розовеющая в солнечных лучах, высится Троицкая церковь, и ослепительно ярко сияют ее купола... Многое можно еще рассказать, да вот только пересказывать свои впечатления от выставки – это все равно, что пытаться словами передать вкус изысканного блюда. Не поймешь, пока сам не попробуешь. А поэтому – приходите на выставку и все увидите своими глазами! Максим МИХАЙЛОВ (газета “Живой мост”, № 22 от 20.06.2001 г.) |
|