СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. "ВСЕ МНЕ ТИХИЕ СЕЛА СНЯТСЯ, ОПРОКИНУТЫЕ В ПРУДЫ".
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Cтарорусский мольберт

"ВСЕ МНЕ ТИХИЕ СЕЛА СНЯТСЯ,
ОПРОКИНУТЫЕ В ПРУДЫ"

А.Н.Константинов

В его мастерской сошлись и перемешались все времена года: осенний листопад и весенняя улица, морозный восход и облитые июльской жарой стога, церкви и деревни, чье перевернутое отражение тонет в зеркалах рек и прудов. Картины, картины, картины. . .

На всех - старорусье, такое красивое, что дух захватывает. Озеро Ильмень, тихая Полисть, Речные Котцы в ранних февральских сумерках, золотая роща - все, что с детства видел, любил, берег в сердце, а впоследствии показал художник в своих картинах людям.
Анатолий Никифорович Константинов. Это о нем, наверное, говорит пословица: "Где родился, там и пригодился". Он - коренной старорусец. Из города, где давно появился на свет и вырос, уезжал нечасто и ненадолго, только по неотложным и необходимым жизненным делам: учиться, служить в армии. Роднее и милее места, чем свой город, для него в мире не существовало. Специальность, которую получил Константинов в Рязанском художественном училище, - промышленная графика - позволяла ему, выпускнику-отличнику, остаться и в Рязани, и во Владимире, осесть в любом другом промышленном городе, работать в издательствах, иллюстрировать книги, создавать плакаты, украшать интерьеры зданий - сулила спокойную безбедную жизнь, в Старой Руссе спрос на его знания был куда меньшим. Но родина звала, и он вернулся. Работал в новгородских художественно-производственных мастерских Художественного фонда России. И учился дальше. Учился у жизни тем знаниям, которых никогда не бывает много, открывал для себя новые и новые возможности приложения сил. Живопись, акварель, графика... Его картины настолько живые и объемные, что кажется, на них вот-вот зашелестят листья деревьев, плеснет водой озеро и окрикнет лошадку, запряженную в сани, ездок.
Живопись для Константинова всегда была отдушиной в заботах, делом любимым, но... не главным. Самое большое место в его творчестве занимает, пожалуй, декоративно-оформительское направление. В нем-то Анатолий Никифорович показал себя и как талантливый оформитель, и как замечательный художник, и - опять же - певец родной земли.
Живет он тихо и неброско, в глаза не лезет, о достижениях своих не кричит, о каждом творческом шаге своем во всеуслышанье не сообщает. В тени человек, да и только. А походи по городу - везде Константинов.

Фермер Семенов, которому нравится витраж Константинова

Витражные панно в ресторане "Ильмень" и кафе "Садко", в детском саду "Светлячок", оформление витрины книжного магазина на улице Тимура Фрунзе и ворот ангара авиаремонтного завода, фирменный знак службы быта на ателье на площади Революции, наглядная агитация в школе № 10 и панно к 50-летию Победы в школе № 4, панно в дубовицком кафе "Полянка", чеканки для светильников и оформление банкетного зала рыбацкого колхоза имени Ленина - все сделано по эскизам Анатолия Никифоровича, а то и выполнено им самим. Смотришь на витражи и любуешься: каждый - произведение искусства. Сколько раз за последние годы переходил ресторан "Ильмень" из рук в руки, сколько хозяев, стилей, интерьеров он сменил. Но как красовалось в нем витражное панно, где у древнего русского озера сошлись русичи и варяги, так и красуется. Ни у кого не поднялась рука снять такое Чудо.
В каждом произведении Константинова светятся и искрятся любовью частички его души. Но больше всего сердца и старания вложил художник в витражи - дело, которым в Старой Руссе, а может быть, и на Новгородчине, по-настоящему никто не занимается. По технике его работы сродни тем, что украшают христианские храмы - из настоящего тонкого цветного стекла, нарезанного по форме, пропаянного свинцом и скрепленного деревянными конструкциями. В них воедино сходятся и творчество художника, и вкус дизайнера, и расчет инженера, точность зодчего. Этому мастерству художник учился в Литве у настоящих мастеров, а теперь свое умение использует во славу своего города.
За плечами - более двадцати лет творчества - целая жизнь, наполненная и интересная. Удачи Константинов встречал сдержанно, как закономерный итог долгой и тщательной работы. Неудачи воспринимал не как катастрофы, а как науку и после каждой вновь спокойно брался за дело. Заказов в то денежное время было немало, финансово крепкие предприятия и организации хотели жить эстетически красиво.
Сейчас художник тоже весь в работе, ведь в жизни есть место творчеству. Его произведения привлекают специалистов с мировым именем. И неслучайно с нынешнего года право быть представителем национального центра россиеведения в Новгородской области доверено именно Константинову, "искусство которого основано на лучших отечественных традициях и поэтому очень современно".
Сейчас россияне чаще и глубже стали "всматриваться" в свое прошлое и настоящее, а в творчестве художников наметился поворот к русской действительности. Надуманный партийно-социалистический реализм сменился реализмом настоящим, кисти талантливых живописцев "рождают" на холстах не монументально-патриотических героев, а "жизнь, какая она есть", с ее красотами и заботами. Выставки и вернисажи с такими полотнами не пустуют, там всегда есть зрители. Во многих выставках - на областном и региональном уровнях - участвовал и Анатолий Константинов. В 1996 году он стал лауреатом одной из них - "Золотые кисти России" в Москве, участвовал и в художественных программах российских и финских городов-побратимов. Многие его работы хранятся в коллекциях российских и зарубежных ценителей живописи. Однако персональных выставок у него до сих пор не было.
В январе 1998 года - начиная с 18 числа - в картинной галерее города Старая Русса начнет работать первая персональная выставка Константинова, приуроченная к его 50-летию. Мастер "Золотая кисть России" представит на нее около 50 своих работ. Здесь будет что посмотреть, оценить и запомнить. Портреты дорогих людей, пейзажи своей малой родины пронизаны такой любовью, таким светом, отразить который по силам только любящим и талантливым, добрым и бескорыстным.
Доброта и чувство родины - изначально гуманистические ценности - составляют суть творческого пути художника, - считает президент Национального фонда россиеведения, профессор Михаил Горбаневский, и проводит параллель между творчеством Константинова и творчеством Ф. М. Достоевского. В основе работ того и другого он видит общие принципы. "Помните слова Ф. М. Достоевского о спасении мира красотою? Красота входит в триединую формулу - добро, красота и истина. Входит как бы взаимопроникая: добро всегда красиво и истина всегда красива. Вероятно, это имел в виду Ф. М. Достоевский, осознав такое триединство. Несмотря на неустроенность современной жизни, красота и доброта малой родины в работах одаренного русского художника Анатолия Константинова буквально осязаемы. Дай ему Бог здоровья и новых успехов!"- написал М. Горбаневский. И все ценители живописи пожелают Анатолию Никифоровичу того же.

Т. ВЕТРОВА
(газета "Старая Русса", 16 января 1998 г.)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ

 

Click Here!
Get Sponsored by Russian Story