В его мастерской сошлись и перемешались
все времена года: осенний листопад и весенняя улица, морозный восход и облитые
июльской жарой стога, церкви и деревни, чье перевернутое отражение тонет в
зеркалах рек и прудов. Картины, картины, картины. . .
На всех - старорусье, такое красивое, что
дух захватывает. Озеро Ильмень, тихая Полисть, Речные Котцы в ранних февральских
сумерках, золотая роща - все, что с детства видел, любил, берег в сердце,
а впоследствии показал художник в своих картинах людям.
Анатолий Никифорович Константинов. Это о нем, наверное, говорит пословица:
"Где родился, там и пригодился". Он - коренной старорусец. Из города,
где давно появился на свет и вырос, уезжал нечасто и ненадолго, только по
неотложным и необходимым жизненным делам: учиться, служить в армии. Роднее
и милее места, чем свой город, для него в мире не существовало. Специальность,
которую получил Константинов в Рязанском художественном училище, - промышленная
графика - позволяла ему, выпускнику-отличнику, остаться и в Рязани, и во Владимире,
осесть в любом другом промышленном городе, работать в издательствах, иллюстрировать
книги, создавать плакаты, украшать интерьеры зданий - сулила спокойную безбедную
жизнь, в Старой Руссе спрос на его знания был куда меньшим. Но родина звала,
и он вернулся. Работал в новгородских художественно-производственных мастерских
Художественного фонда России. И учился дальше. Учился у жизни тем знаниям,
которых никогда не бывает много, открывал для себя новые и новые возможности
приложения сил. Живопись, акварель, графика... Его картины настолько живые
и объемные, что кажется, на них вот-вот зашелестят листья деревьев, плеснет
водой озеро и окрикнет лошадку, запряженную в сани, ездок.
Живопись для Константинова всегда была отдушиной в заботах, делом любимым,
но... не главным. Самое большое место в его творчестве занимает, пожалуй,
декоративно-оформительское направление. В нем-то Анатолий Никифорович показал
себя и как талантливый оформитель, и как замечательный художник, и - опять
же - певец родной земли.
Живет он тихо и неброско, в глаза не лезет, о достижениях своих не кричит,
о каждом творческом шаге своем во всеуслышанье не сообщает. В тени человек,
да и только. А походи по городу - везде Константинов.
Фермер Семенов, которому нравится витраж Константинова
Витражные панно в ресторане "Ильмень"
и кафе "Садко", в детском саду "Светлячок", оформление
витрины книжного магазина на улице Тимура Фрунзе и ворот ангара авиаремонтного
завода, фирменный знак службы быта на ателье на площади Революции, наглядная
агитация в школе № 10 и панно к 50-летию Победы в школе № 4, панно в дубовицком
кафе "Полянка", чеканки для светильников и оформление банкетного
зала рыбацкого колхоза имени Ленина - все сделано по эскизам Анатолия Никифоровича,
а то и выполнено им самим. Смотришь на витражи и любуешься: каждый - произведение
искусства. Сколько раз за последние годы переходил ресторан "Ильмень"
из рук в руки, сколько хозяев, стилей, интерьеров он сменил. Но как красовалось
в нем витражное панно, где у древнего русского озера сошлись русичи и варяги,
так и красуется. Ни у кого не поднялась рука снять такое Чудо.
В каждом произведении Константинова светятся и искрятся любовью частички его
души. Но больше всего сердца и старания вложил художник в витражи - дело,
которым в Старой Руссе, а может быть, и на Новгородчине, по-настоящему никто
не занимается. По технике его работы сродни тем, что украшают христианские
храмы - из настоящего тонкого цветного стекла, нарезанного по форме, пропаянного
свинцом и скрепленного деревянными конструкциями. В них воедино сходятся и
творчество художника, и вкус дизайнера, и расчет инженера, точность зодчего.
Этому мастерству художник учился в Литве у настоящих мастеров, а теперь свое
умение использует во славу своего города.
За плечами - более двадцати лет творчества - целая жизнь, наполненная и интересная.
Удачи Константинов встречал сдержанно, как закономерный итог долгой и тщательной
работы. Неудачи воспринимал не как катастрофы, а как науку и после каждой
вновь спокойно брался за дело. Заказов в то денежное время было немало, финансово
крепкие предприятия и организации хотели жить эстетически красиво.
Сейчас художник тоже весь в работе, ведь в жизни есть место творчеству. Его
произведения привлекают специалистов с мировым именем. И неслучайно с нынешнего
года право быть представителем национального центра россиеведения в Новгородской
области доверено именно Константинову, "искусство которого основано на
лучших отечественных традициях и поэтому очень современно".
Сейчас россияне чаще и глубже стали "всматриваться" в свое прошлое
и настоящее, а в творчестве художников наметился поворот к русской действительности.
Надуманный партийно-социалистический реализм сменился реализмом настоящим,
кисти талантливых живописцев "рождают" на холстах не монументально-патриотических
героев, а "жизнь, какая она есть", с ее красотами и заботами. Выставки
и вернисажи с такими полотнами не пустуют, там всегда есть зрители. Во многих
выставках - на областном и региональном уровнях - участвовал и Анатолий Константинов.
В 1996 году он стал лауреатом одной из них - "Золотые кисти России"
в Москве, участвовал и в художественных программах российских и финских городов-побратимов.
Многие его работы хранятся в коллекциях российских и зарубежных ценителей
живописи. Однако персональных выставок у него до сих пор не было.
В январе 1998 года - начиная с 18 числа - в картинной галерее города Старая
Русса начнет работать первая персональная выставка Константинова, приуроченная
к его 50-летию. Мастер "Золотая кисть России" представит на нее
около 50 своих работ. Здесь будет что посмотреть, оценить и запомнить. Портреты
дорогих людей, пейзажи своей малой родины пронизаны такой любовью, таким светом,
отразить который по силам только любящим и талантливым, добрым и бескорыстным.
Доброта и чувство родины - изначально гуманистические ценности - составляют
суть творческого пути художника, - считает президент Национального фонда россиеведения,
профессор Михаил Горбаневский, и проводит параллель между творчеством Константинова
и творчеством Ф. М. Достоевского. В основе работ того и другого он видит общие
принципы. "Помните слова Ф. М. Достоевского о спасении мира красотою?
Красота входит в триединую формулу - добро, красота и истина. Входит как бы
взаимопроникая: добро всегда красиво и истина всегда красива. Вероятно, это
имел в виду Ф. М. Достоевский, осознав такое триединство. Несмотря на неустроенность
современной жизни, красота и доброта малой родины в работах одаренного русского
художника Анатолия Константинова буквально осязаемы. Дай ему Бог здоровья
и новых успехов!"- написал М. Горбаневский. И все ценители живописи пожелают
Анатолию Никифоровичу того же.
Т. ВЕТРОВА
(газета "Старая Русса", 16 января 1998 г.)