Анатолий Никифорович Константинов родился в 1948 году в
Новгородской области - в городе Старая Русса, на Соборной стороне.
В 1972 году с отличием окончил Рязанское художественное училище. С 1976 года
работает в Новгородских художественно-производственных мастерских Художественного
фонда России.
С 1998 года - представитель Национального фонда россиеведения в Новгородской
области.
Занимается живописью, акварелью, графикой. Большое место в творчестве художника
занимает декоративно-оформительское направление. Разработал и исполнил ряд
витражных композиций в классической русской манере витражного искусства.
Участник региональных выставок и вернисажей. Лауреат выставки "Золотые
кисти России" (Москва, 1996 г.). Участник художественных программ городов-побратимов
(Россия - Финляндия).
Живет и работает в Старой Руссе. Вместе с женой Людмилой вырастил двух детей
- дочь Людмилу и сына Андрея.
Увлекается рыбной ловлей и любительскими видеосъемками.
Глубоко ошибается тот, кто считает, что Россия и ее культура
начинаются с Москвы и Петербурга. Русская культура - понятие всеобъемлющее
и глубочайшее. Это, по мысли одного из современных писателей, - Кремль, старый
Арбат, мудрость Пушкина, Сухарева башня, феномен Ломоносова, архитектура северных
де-ревень, великая живопись, декабристы, свобода, мир Толстого... Это - художественные
открытия Шолохова, народные песни, летние желтеющие поля, весенняя вода, крыши
родного города, закат над осенним лесом, синие февральские тени на сугробах,
и все то, что являет собой материальное и нематериальное выражение народного
таланта и исторического сознания. Художественное творчество и изобразительное
искусство - неотъемлемая часть нашей русской культуры и нашего национального
самосознания. Было когда-то в нашем языке слово светорусье. Так предки наши
называли русский мир, называли землю, белый вольный свет на Руси. Истинные
сыны светорусья - те, кто его бережно хранит, изучает и воспевает, кто живет
душой России, а не просто существует, кто истинно верует в Отечество, а не
просто верит красивым словам газет и политиков, кто умеет любить и жалеть...
Таков и новгородский художник Анатолий Константинов из древнего города Старая
Русса.
Мы лишь начинаем узнавать и постигать многогранное творчество
Анатолия Никифоровича. Кому-то ближе станет его живопись с подчеркнутой выразительно-стью
ритма и цветовых пятен, особенно - архитектурные этюды Старой Руссы, в которых
характер и состояние природы и древних памятников сопрягаются с настроением
и чувствами человека. Сердце другого знатока тронут акварельные пейзажи, наделенные
тонкой лирической характерностью - новгородские реки, леса и озера. В этих
работах особую роль приобретает мерцающая световоздушная среда - ее выразительности
способствует выработанная художником манера работы широким мазком. Третьего
зрителя, думаю, непременно пленят одухотворенные строгой просветленной красотой
стекла и металла витражи Анатолия Константинова - эпически-мажорные, созданные
по мотивам русского народного твор-чества, и романтические, в которых художник
умело использует красочные декоративные эффекты.
Настойчивые поиски Анатолием Константиновым гуманистических
ценностей составляют, на мой взгляд, суть его творческого пути, которая превышает
значение многих высокоумных художественных доктрин. Помните слова Ф.М.Достоевского
о спасении мира красотою? Именно со Старой Руссой связаны восемь последних
лет жизни и творчества Ф.М.Достоевского. В среде русской эмиграции первого
поколения мне довелось услышать мудрое суждение о том, что красота входит
в триединую формулу - добро, красота и истина, входит как бы взаимопроникая:
добро всегда красиво, и истина всегда красива. Вероятно, это имел в виду Ф.М.Достоевский,
осознав такое триединство. Несмотря на неустроенность современной жизни, красота
и добро в Старой Руссе буквально осязаемы - так же, как и в работах одаренного
русского художника Анатолия Константинова.