СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. СКУЛЬПТОР НИКОЛАЙ ТОМСКИЙ: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ.
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

По страницам газет и журналов

СКУЛЬПТОР НИКОЛАЙ ТОМСКИЙ: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ

(к 100-летию со дня рождения)

Н.М.Томский. 1970-е гг.

Мало кто знает, что настоящая фамилия нашего именитого земляка Н.В.Томского ( далее - Н.Т.) - Гришин. Он родился 19 декабря 1900 года в семье кузнеца в большом селе Рамушево, что под Старой Руссой. Здесь прошли его детские и юношеские годы, здесь вошла в его сердце любовь к родной природе, к " малой родине " с ее неброской и щемящей душу красотой.

В Рамушеве Н.Т. жил и хозяйствовал ( точнее - крестьянствовал ) до 1919 года: в годы первой мировой войны его отца призвали в армию и Николай остался в большой семье единственным работником. В девятнадцать лет его призывают в Красную Армию и отправляют на фронт, где в боях с белополяками он получил ранение. После выздоровления его оставили работать писарем при пересыльном пункте Старорусского горвоенкомата. В эти годы он становится активным участником местной художественной самодеятельности, мечтает стать артистом. Николай Гришин даже выбрал красивый псевдоним - Томский, оставшийся с ним затем на всю жизнь. Он часто выступал в любительских спектаклях, писал плакаты и афиши, с большим увлечением рисовал своих товарищей и знакомых. Его рисунки отличались острыми характеристиками, портретным сходством. На работы Н.Т.обратил внимание руководитель драмкружка - известный художник Василий Семенович Сварог, который в то время жил в Старой Руссе, приехав к больной матери. Он-то и посоветовал Николаю серьезно заняться лепкой: " Рисунок у тебя скульптурный. Ты хорошо чувствуешь объем ".

Этот добрый совет мастера решил дальнейшую судьбу Н.Т. В 1923 году, после демобилизации из армии, Н.Т. едет учиться в Петроград и поступает на скульптурный факультет художественно-производственного техникума. Учебу на этом факультете он успешно окончил в 1927 году. Под руководством талантливого скульптора В.В.Лишева Николай Томский овладел не только основами профессионального мастерства, но и подготовился к самостоятельной работе. Уже в 1925 году в Ленинградском государственном музее Революции открылась выставка, посвященная памяти В.И.Ленина. На ней впервые были показаны две работы студента Николая Томского. Одна из них - бюст В.И.Ленина в детстве - получила хорошую оценку и была приобретен музеем. Второй выставленной работой была композиция " Выступление В.И.Ленина в Женеве ". Замечу, что упомянутый скульптурный портрет Ленина в детстве находится в экспозиции картинной галерее г.Старая Русса.

Образ В.И.Ленина с тех пор прочно вошел в творчество Н.Т. Он стал автором многих ленинских скульптурных изображений и монументов, установленных во многих городах нашей бывшего Советского Союза (в том числе - в Старой Руссе), а также в Берлине.

История нашей страны советского периода полна противоречий, неоднозначно и ныне отношение россиян к крупнейшим политическим фигурам недавнего прошлого и, соответственно, к их художественным изображениям, памятникам. Несмотря на это, старорусцы с уважением сохраняют память о своем знатном земляке-скульпторе, в частности - через две заметные художественные работы из "ленинской галереи". В 1967 году к 800-летию Старой Руссы около здания горкома КПСС ( ныне в нем размещаются народный суд и редакция газеты "Старая Русса") был установлен бюст В.И.Ленина, переданный Николаем Томским в качестве подарка к юбилею родного города. Еще раньше, в 1948 году, скульптор выполнил гипсовый памятник Ленину, который простоял до ноября 1985 года . 5 ноября 1985 года в большой торжественной обстановке на этом же месте был установлен памятник В.И.Ленину в бронзе, выполненный группой скульпторов под руководством Н.Т. по просьбе тружеников Старой Руссы и района. До сих пор большинство жителей оберегают памятник, к его подножию иногда возлагают цветы молодожены и ветераны Старой Руссы, гости нашего города. Историю трудно переделать, ибо все в ней было - и светлое, и темное…. Любые памятники лучше сохранять независимо от политических "установок" эпохи: так делают это в Англии, Финляндии, Франции и других странах мира.

Ленинская тема была основной, но не единственной темой в творчестве скульптора. Сама бурно развивавшаяся и изменявшаяся жизнь страны, темы современности привлекали художника. А это проявлялось в видных людях. И вот в 1928-30 годах Н.Т. создает бюсты А.М.Горького, А.В.Луначарского, К.Е.Ворошилова. Первой работой Томского в монументальной скульптуре был бюст К.Маркса ( 1932 г.).

 

В это же время он несколько лет занимался реставрацией архитектурных памятников Ленинграда, был помощником известного скульптора Орлова. В 1934 году Н.Т. создает статую " Танкист ", в 1938 году - статую кузнеца А.Бусыгина, одного из зачинателей стахановского движения. С увлечением работая над воплощением образа современника в монументальной скульптуре, Томский все чаще обращается к портретному жанру. В конце 30-х годов Томский попробовал себя в героической теме, создав памятник С.М. Кирову в Ленинграде, М.В.Ломоносову, М.И.Кутузову в Москве, адмиралу Нахимову в Севастополе. За монумент С.М. Кирову Н.Т.был удостоен Государственной премии СССР. Можно считать, что это был первый крупный успех талантливого художника-реалиста, принесший ему мировую известность в стране. В 40-е годы в творчестве Томского преобладает монументальная пластика. Он выполняет проекты памятника В.В.Куйбышеву ( 1940 г.) и М.В.Фрунзе ( 1941 г.) для Ленинграда, конкурсный проект памятника для установки на месте боев с белофиннами ( 1949 г.); проект памятника для Белостока ( 1940 г.) в честь воссоединения в 1939 г. с народами СССР братского народа Западной Белоруссии.

 

Великая Отечественная война с неизбежностью внесла в творчество Николая Томского новые темы, посвященные защите Родины, борьбе с врагом. Он принимает участие в создании трех больших барельефов: " Гитлер и Наполеон ", " Родина зовет" и " На защиту Ленинграда ". Н.Т. работал над проектом памятника " Защитникам Ленинграда " в Москве, куда Томский приехал после тяжелой болезни, участвовал в выставках " Великая Отечественная война ", " Героический фронт и тыл ", " 25 лет Красной Армии ". Руками Н.Т. были созданы проекты памятников Зое Космодемьянской для Москвы, обелиска восьми волоколамским комсомольцам ( 1942 г.), Герою Советского Союза - Лизе Чайкиной ( 1944 г.) и др.

 

Победоносное завершение Великой Отечественной войны и разгром фашизма способствовали дальнейшему развитию изобразительного искусства, в частности - монументальной и станковой скульптуры. В 1945-51 г.г. Николай Томский исполняет серию портретов дважды героев Советского Союза: летчика М.Г.Гареева ( 1947 г.), летчиков-истребителей П.А.Покрышева ( 1948 г.) и А.С.Смирнова ( 1948 г.); генерала армии И.Д.Черняховского ( 1947 г.) и трижды героя Советского Союза летчика И.Н.Кожедуба (1949 г.). За эти памятники-портреты Николай Томский был удостоен Государственной премии СССР. Все памятники-бюсты, выполненные в бронзе, установлены на родине героев. Во многих городах и весях нашего некогда обширного Союза можно было увидеть скульптурные работы Н.Т. - в Вильнюсе (памятник генералу армии дважды герою Советского Союза И.Д.Черняховскому, 1950 г.), в Белгороде (памятник генералу армии И.Р.Апанасенко, 1949 г.), в Великом Новгороде ( где по просьбе пионеров он создал памятник Герою Советского Союза юному партизану Лене Голикову, 1961 г.).

 

В послевоенные годы Н.Т.исполняет бюсты и проекты памятников В.Г.Белинскому, А.С.Пушкину, М..В.Ломоносову, Н.В.Гоголю, А.М.Горькому, В.В.Маяковскому, И.Е.Репину, стремясь полнее раскрыть образы гениальных людей во всем их величии. Выражение темы патриотизма, любви к Родине Н.Т. ищет не только в событиях последней войны, но и в героическом прошлом русского народа. Идеи преемственности русской истории воплощены в памятниках адмиралу П.С.Нахимову в Севостополе ( 1959 г.), причем за эту работу Николай Томский был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР, в скульптурном портрете Юрия Долгорукова ( 1947 г.), воздвигнутом в столице к 800-летию Москвы; в памятнике М.И.Кутузову в Москве ( 1973 г.) и др.

В середине 50-х годов, а затем в 60-х годы Н.Т. особенно интенсивно работает в портретном жанре. Неизменен его интерес к людям труда, науки, культуры и искусства. В эти годы Николай Томский много ездит, знакомится с новыми людьми и странами. Он побывал в Болгарии, ГДР, Польше, Франции, Югославии и др. Так появилась серия портретов зарубежных деятелей: французского рабочего Жозефа Гельтона ( 1967 г.), мексиканского художника Диего Ривера ( 1956 г. ) , Вильгельма Пика ( 1956 г. ), польского революционера В.Шопского (1956 г.), народного художника Болгарии В.Димитрова- Майстора (1957 г.), генерала Э.П.Пети ( 1957 г.) и др. ). В этих произведениях скульптор пробует раскрыть яркие черты характеров неравнодушных и интересных людей, прошедших большую жизнь и сохранивших нравственную силу, духовную красоту. Томским было создано и несколько женских портретов; все они обращены к внутреннему миру человека, передают неповторимый облик и обаяние модели. Таков, например, " Женский портрет " ( 1964 г.). В эти годы монументально-декоративная скульптура занимает большое место в многогранной деятельности скульптора.

 

Николай Васильевич Томский в Старой Руссе - на встрече с земляками

Скульптор всегда старался отзываться на все значительные события современной ему жизни. Так в композиции " Наука " (1958 г.) он хотел отразить достижения народа в завоевании космоса; те же мотивы руководили им в 1953 году при создании композиции " Труд " для ВДНХ и трехфигурной группы " Победа " для Волго-Донского канала, а 1968 году - при создании монументальной композиции " Октябрь ". Последние годы скульптор работал над проектом памятника Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 г.г. в Москве.

Николай Томский воспитал плеяду одаренных мастеров, много времени уделяя воспитанию молодых художников. С 1982 года он являлся профессором Московского художественного института им.В.И.Сурикова, много лет ( с 1960 по 1970 гг. ) был его ректором. С 1960 года возглавлял творческую мастерскую Академии художеств СССР в Ленинграде. С 1958 года Н.Т. был членом Президиума, а с 1968 по 1983 год - президентом АХ СССР. Состоял почетным членом ряда зарубежных академий искусств. И при всегда творческая и педагогическая деятельность Томского органично связывалась с активной пропагандой близких ему принципов искусства.

 

Н.Т. был крупным общественным и государственным деятелем. Немало полезного и доброго он сделал как член комитета по международным Ленинским премиям " За укрепление мира между народами ", как член градостроительного совета Москвы и художественного совета к экспортной комиссии Минкультуры СССР. Он был делегатом трех съездов партии, депутатом Верховного Совета РСФСР 6-ти созывов.

Большие заслуги скульптора в искусстве и общественной жизни были высоко оценены государством: Н.Т.был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и в 1971 году высшей награды ГДР - ордена Карла Маркса. В 1972 году Николаю Томскому за памятник Ленину в Берлине была присуждена Ленинская премия.

Н.Т. уделял немало внимания своему родному городу. Приезжая в Старую Руссу он всегда интересовался новыми сведениями по истории родного края, особенно - подвигами рушан в первой и второй мировых войнах. Весьма сожалел, что местная администрация в свое время не согласилась с его проектом памятника из мрамора и гранита воинам Северо-Западного фронта, а приняла услуги каких-то "ремесленников", ставящих памятники-близнецы. Создав для Новгорода памятник Лене Голикову, скульптор не оставлял мысли сделать что-то подобное для Старой Руссы, в районе которой были сформированы первые в Великой Отечественной войне бригады народных мстителей и где в бывшем Белебелковском районе возник Партизанский край.

 

 

Старорусской картинной галерее он подарил около 60 скульптурных портретов и композиций . Эти замечательные работы с конца 1984 года теперь постоянно доступны многочисленным посетителям краеведческого музея . В 1967 году Н.В.Томскому была вручена лента и Диплом о присвоении звания "Почетный гражданин города Старая Русса". Скончался Николай Томский 22 ноября 1984 года.

Он однажды написал: "Искусство должно нести людям радость, поднимать в них светлые чувства гордости и любви к своему народу, к Родине, ибо Родина является стимулом для подвигов, для всех благородных и возвышенных поступков человека". Эти мудрые слова, как теперь мы видим, могут быть отнесены и к творчеству самого скульптора. Не зря в русском языке принято говорить об Отечестве с особой любовью: "родина-мать", "матушка Русь". Будем же всегда достойны нашей большой и малой Родины и помнить лучших ее сынов и дочерей! Верным сыном матушки-России был и скульптор Николай Томский, наш земляк.

А.С. Дроздов,
краевед, председатель Оргкомитета по возрождению
Старорусского землячества в России и за рубежом.

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ

 

Click Here!
Get Sponsored by Russian Story