Мало кто знает, что настоящая фамилия нашего именитого земляка
Н.В.Томского ( далее - Н.Т.) - Гришин. Он родился 19 декабря 1900 года в семье
кузнеца в большом селе Рамушево, что под Старой Руссой. Здесь прошли его детские
и юношеские годы, здесь вошла в его сердце любовь к родной природе, к "
малой родине " с ее неброской и щемящей душу красотой.
В Рамушеве Н.Т. жил и хозяйствовал ( точнее - крестьянствовал
) до 1919 года: в годы первой мировой войны его отца призвали в армию и Николай
остался в большой семье единственным работником. В девятнадцать лет его призывают
в Красную Армию и отправляют на фронт, где в боях с белополяками он получил
ранение. После выздоровления его оставили работать писарем при пересыльном
пункте Старорусского горвоенкомата. В эти годы он становится активным участником
местной художественной самодеятельности, мечтает стать артистом. Николай Гришин
даже выбрал красивый псевдоним - Томский, оставшийся с ним затем на всю жизнь.
Он часто выступал в любительских спектаклях, писал плакаты и афиши, с большим
увлечением рисовал своих товарищей и знакомых. Его рисунки отличались острыми
характеристиками, портретным сходством. На работы Н.Т.обратил внимание руководитель
драмкружка - известный художник Василий Семенович Сварог, который в то время
жил в Старой Руссе, приехав к больной матери. Он-то и посоветовал Николаю
серьезно заняться лепкой: " Рисунок у тебя скульптурный. Ты хорошо чувствуешь
объем ".
Этот добрый совет мастера решил дальнейшую судьбу Н.Т. В
1923 году, после демобилизации из армии, Н.Т. едет учиться в Петроград и поступает
на скульптурный факультет художественно-производственного техникума. Учебу
на этом факультете он успешно окончил в 1927 году. Под руководством талантливого
скульптора В.В.Лишева Николай Томский овладел не только основами профессионального
мастерства, но и подготовился к самостоятельной работе. Уже в 1925 году в
Ленинградском государственном музее Революции открылась выставка, посвященная
памяти В.И.Ленина. На ней впервые были показаны две работы студента Николая
Томского. Одна из них - бюст В.И.Ленина в детстве - получила хорошую оценку
и была приобретен музеем. Второй выставленной работой была композиция "
Выступление В.И.Ленина в Женеве ". Замечу, что упомянутый скульптурный
портрет Ленина в детстве находится в экспозиции картинной галерее г.Старая
Русса.
Образ В.И.Ленина с тех пор прочно вошел в творчество Н.Т.
Он стал автором многих ленинских скульптурных изображений и монументов, установленных
во многих городах нашей бывшего Советского Союза (в том числе - в Старой Руссе),
а также в Берлине.
История нашей страны советского периода полна противоречий,
неоднозначно и ныне отношение россиян к крупнейшим политическим фигурам недавнего
прошлого и, соответственно, к их художественным изображениям, памятникам.
Несмотря на это, старорусцы с уважением сохраняют память о своем знатном земляке-скульпторе,
в частности - через две заметные художественные работы из "ленинской
галереи". В 1967 году к 800-летию Старой Руссы около здания горкома КПСС
( ныне в нем размещаются народный суд и редакция газеты "Старая Русса")
был установлен бюст В.И.Ленина, переданный Николаем Томским в качестве подарка
к юбилею родного города. Еще раньше, в 1948 году, скульптор выполнил гипсовый
памятник Ленину, который простоял до ноября 1985 года . 5 ноября 1985 года
в большой торжественной обстановке на этом же месте был установлен памятник
В.И.Ленину в бронзе, выполненный группой скульпторов под руководством Н.Т.
по просьбе тружеников Старой Руссы и района. До сих пор большинство жителей
оберегают памятник, к его подножию иногда возлагают цветы молодожены и ветераны
Старой Руссы, гости нашего города. Историю трудно переделать, ибо все в ней
было - и светлое, и темное…. Любые памятники лучше сохранять независимо от
политических "установок" эпохи: так делают это в Англии, Финляндии,
Франции и других странах мира.
Ленинская тема была основной, но не единственной темой в
творчестве скульптора. Сама бурно развивавшаяся и изменявшаяся жизнь страны,
темы современности привлекали художника. А это проявлялось в видных людях.
И вот в 1928-30 годах Н.Т. создает бюсты А.М.Горького, А.В.Луначарского, К.Е.Ворошилова.
Первой работой Томского в монументальной скульптуре был бюст К.Маркса ( 1932
г.).
В это же время он несколько лет занимался реставрацией архитектурных
памятников Ленинграда, был помощником известного скульптора Орлова. В 1934
году Н.Т. создает статую " Танкист ", в 1938 году - статую кузнеца
А.Бусыгина, одного из зачинателей стахановского движения. С увлечением работая
над воплощением образа современника в монументальной скульптуре, Томский все
чаще обращается к портретному жанру. В конце 30-х годов Томский попробовал
себя в героической теме, создав памятник С.М. Кирову в Ленинграде, М.В.Ломоносову,
М.И.Кутузову в Москве, адмиралу Нахимову в Севастополе. За монумент С.М. Кирову
Н.Т.был удостоен Государственной премии СССР. Можно считать, что это был первый
крупный успех талантливого художника-реалиста, принесший ему мировую известность
в стране. В 40-е годы в творчестве Томского преобладает монументальная пластика.
Он выполняет проекты памятника В.В.Куйбышеву ( 1940 г.) и М.В.Фрунзе ( 1941
г.) для Ленинграда, конкурсный проект памятника для установки на месте боев
с белофиннами ( 1949 г.); проект памятника для Белостока ( 1940 г.) в честь
воссоединения в 1939 г. с народами СССР братского народа Западной Белоруссии.
Великая Отечественная война с неизбежностью внесла в творчество
Николая Томского новые темы, посвященные защите Родины, борьбе с врагом. Он
принимает участие в создании трех больших барельефов: " Гитлер и Наполеон
", " Родина зовет" и " На защиту Ленинграда ". Н.Т.
работал над проектом памятника " Защитникам Ленинграда " в Москве,
куда Томский приехал после тяжелой болезни, участвовал в выставках "
Великая Отечественная война ", " Героический фронт и тыл ",
" 25 лет Красной Армии ". Руками Н.Т. были созданы проекты памятников
Зое Космодемьянской для Москвы, обелиска восьми волоколамским комсомольцам
( 1942 г.), Герою Советского Союза - Лизе Чайкиной ( 1944 г.) и др.
Победоносное завершение Великой Отечественной войны и разгром
фашизма способствовали дальнейшему развитию изобразительного искусства, в
частности - монументальной и станковой скульптуры. В 1945-51 г.г. Николай
Томский исполняет серию портретов дважды героев Советского Союза: летчика
М.Г.Гареева ( 1947 г.), летчиков-истребителей П.А.Покрышева ( 1948 г.) и А.С.Смирнова
( 1948 г.); генерала армии И.Д.Черняховского ( 1947 г.) и трижды героя Советского
Союза летчика И.Н.Кожедуба (1949 г.). За эти памятники-портреты Николай Томский
был удостоен Государственной премии СССР. Все памятники-бюсты, выполненные
в бронзе, установлены на родине героев. Во многих городах и весях нашего некогда
обширного Союза можно было увидеть скульптурные работы Н.Т. - в Вильнюсе (памятник
генералу армии дважды герою Советского Союза И.Д.Черняховскому, 1950 г.),
в Белгороде (памятник генералу армии И.Р.Апанасенко, 1949 г.), в Великом Новгороде
( где по просьбе пионеров он создал памятник Герою Советского Союза юному
партизану Лене Голикову, 1961 г.).
В послевоенные годы Н.Т.исполняет бюсты и проекты памятников
В.Г.Белинскому, А.С.Пушкину, М..В.Ломоносову, Н.В.Гоголю, А.М.Горькому, В.В.Маяковскому,
И.Е.Репину, стремясь полнее раскрыть образы гениальных людей во всем их величии.
Выражение темы патриотизма, любви к Родине Н.Т. ищет не только в событиях
последней войны, но и в героическом прошлом русского народа. Идеи преемственности
русской истории воплощены в памятниках адмиралу П.С.Нахимову в Севостополе
( 1959 г.), причем за эту работу Николай Томский был удостоен Золотой медали
Академии художеств СССР, в скульптурном портрете Юрия Долгорукова ( 1947 г.),
воздвигнутом в столице к 800-летию Москвы; в памятнике М.И.Кутузову в Москве
( 1973 г.) и др.
В середине 50-х годов, а затем в 60-х годы Н.Т. особенно
интенсивно работает в портретном жанре. Неизменен его интерес к людям труда,
науки, культуры и искусства. В эти годы Николай Томский много ездит, знакомится
с новыми людьми и странами. Он побывал в Болгарии, ГДР, Польше, Франции, Югославии
и др. Так появилась серия портретов зарубежных деятелей: французского рабочего
Жозефа Гельтона ( 1967 г.), мексиканского художника Диего Ривера ( 1956 г.
) , Вильгельма Пика ( 1956 г. ), польского революционера В.Шопского (1956
г.), народного художника Болгарии В.Димитрова- Майстора (1957 г.), генерала
Э.П.Пети ( 1957 г.) и др. ). В этих произведениях скульптор пробует раскрыть
яркие черты характеров неравнодушных и интересных людей, прошедших большую
жизнь и сохранивших нравственную силу, духовную красоту. Томским было создано
и несколько женских портретов; все они обращены к внутреннему миру человека,
передают неповторимый облик и обаяние модели. Таков, например, " Женский
портрет " ( 1964 г.). В эти годы монументально-декоративная скульптура
занимает большое место в многогранной деятельности скульптора.
Николай
Васильевич Томский в Старой Руссе - на
встрече с земляками
Скульптор всегда старался отзываться на все значительные
события современной ему жизни. Так в композиции " Наука " (1958
г.) он хотел отразить достижения народа в завоевании космоса; те же мотивы
руководили им в 1953 году при создании композиции " Труд " для ВДНХ
и трехфигурной группы " Победа " для Волго-Донского канала, а 1968
году - при создании монументальной композиции " Октябрь ". Последние
годы скульптор работал над проектом памятника Победы советского народа в ВОВ
1941-1945 г.г. в Москве.
Николай Томский воспитал плеяду одаренных мастеров, много
времени уделяя воспитанию молодых художников. С 1982 года он являлся профессором
Московского художественного института им.В.И.Сурикова, много лет ( с 1960
по 1970 гг. ) был его ректором. С 1960 года возглавлял творческую мастерскую
Академии художеств СССР в Ленинграде. С 1958 года Н.Т. был членом Президиума,
а с 1968 по 1983 год - президентом АХ СССР. Состоял почетным членом ряда зарубежных
академий искусств. И при всегда творческая и педагогическая деятельность Томского
органично связывалась с активной пропагандой близких ему принципов искусства.
Н.Т. был крупным общественным и государственным деятелем.
Немало полезного и доброго он сделал как член комитета по международным Ленинским
премиям " За укрепление мира между народами ", как член градостроительного
совета Москвы и художественного совета к экспортной комиссии Минкультуры СССР.
Он был делегатом трех съездов партии, депутатом Верховного Совета РСФСР 6-ти
созывов.
Большие заслуги скульптора в искусстве и общественной жизни
были высоко оценены государством: Н.Т.был удостоен звания Героя Социалистического
Труда, награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового
Красного Знамени и в 1971 году высшей награды ГДР - ордена Карла Маркса. В
1972 году Николаю Томскому за памятник Ленину в Берлине была присуждена Ленинская
премия.
Н.Т. уделял немало внимания своему родному городу. Приезжая
в Старую Руссу он всегда интересовался новыми сведениями по истории родного
края, особенно - подвигами рушан в первой и второй мировых войнах. Весьма
сожалел, что местная администрация в свое время не согласилась с его проектом
памятника из мрамора и гранита воинам Северо-Западного фронта, а приняла услуги
каких-то "ремесленников", ставящих памятники-близнецы. Создав для
Новгорода памятник Лене Голикову, скульптор не оставлял мысли сделать что-то
подобное для Старой Руссы, в районе которой были сформированы первые в Великой
Отечественной войне бригады народных мстителей и где в бывшем Белебелковском
районе возник Партизанский край.
Старорусской картинной галерее он подарил около 60 скульптурных
портретов и композиций . Эти замечательные работы с конца 1984 года теперь
постоянно доступны многочисленным посетителям краеведческого музея . В 1967
году Н.В.Томскому была вручена лента и Диплом о присвоении звания "Почетный
гражданин города Старая Русса". Скончался Николай Томский 22 ноября 1984
года.
Он однажды написал: "Искусство должно нести людям
радость, поднимать в них светлые чувства гордости и любви к своему народу,
к Родине, ибо Родина является стимулом для подвигов, для всех благородных
и возвышенных поступков человека". Эти мудрые слова, как теперь мы видим,
могут быть отнесены и к творчеству самого скульптора. Не зря в русском языке
принято говорить об Отечестве с особой любовью: "родина-мать", "матушка
Русь". Будем же всегда достойны нашей большой и малой Родины и помнить
лучших ее сынов и дочерей! Верным сыном матушки-России был и скульптор Николай
Томский, наш земляк.
А.С. Дроздов,
краевед, председатель Оргкомитета по возрождению
Старорусского землячества в России и за рубежом.