Генерал-лейтенант
Виктор Егоров:
“КЛЮЧИ ОТ ГРАНИЦЫ В
НАДЁЖНЫХ РУКАХ”
Наша справка. Виктор
Павлович Егоров родился I8 января 1951 года
в г. Старая Русса Новгородской области.
После окончания средней школы №s 1
работал на заводе фрезеровщиком, учился
в вечернем техникуме. Окончил Алма-Атинское
высшее погранучилище, Военную академию
имени М. В. Фрунзе и Академию Генштаба.
Служил на различных командных
должностях в пограничных войсках и в
Центральном аппарате ФПС РФ. Выполнял
воинский долг в Республике Афганистан.
Возглавлял кафедру оперативного
искусства в Академии пограничных и
Сухопутных войск Федеральной
пограничной службы России. В октябре 2000
года назначен начальником Московского
военного института ФПСРФ. Доктор
военных наук, профессор, академик
Международной академии информации при
ООН.
В канун всенародных
праздников — Дня Победы советского
народа в Великой Отечественной войне и
Дня пограничника наш корреспондент
встретился с генерал-лейтенантом В. П.
Егоровым и попросил ответить на
интересующие редакцию и читателей
журнала вопросы.
— Виктор Павлович,
в редакцию нашего журнала приходят
письма от ребят и девчат, мечтающих
стать офицерами-пограничниками. Многие
просят рассказать о Московском военном
институте Федеральной пограничной
службы Российской Федерации. Кому, как
не вам, его начальнику, сделать это? Тем
более в преддверии Дня Победы и вашего
профессионального праздника — Дня
пограничника.
— Давайте только
условимся, что я не буду скрупулёзно
рассказывать читателям "Военных
знаний" об истории нашего вуза,
являющегося одним из старейших в России.
Исторический экскурс мы сократим до
минимума, ибо о нашем погранинституте,
его боевом пути и заслугах перед
Отечеством написано немало. Насколько
мне известно, в своё время о нём
обстоятельно рассказывал и ваш журнал. А
вот о дне сегодняшнем поговорим
подробнее.
— Считайте, что
условились, товарищ генерал-лейтенант. И
так, напомните, пожалуйста, молодым
читателям "ВЗ" основные, как когда-то
пелось в известной песне, "этапы
большого пути" вверенного вам
учебного заведения.
— Без малого 70 лет
назад в Москве была сформирована 3-я
школа пограничной охраны войск ОГПУ. За
время своего существования она
неоднократно меняла своё название и
статус. Поначалу была многопрофильным
учебным заведением, где готовили
помощников начальников застав,
политработников подразделений,
командиров-связистов. В 1935 году была
реорганизована в пограничную школу
связи, а через 2 года переименована в
Московское военное училище связи
пограничной и внутренней охраны НКВД.
Прошло ещё 2 года и — новое наименование
— Московское военно-техническое
училище НКВД имени В. Р. Менжинского.
После окончания Великой Отечественной
войны наше учебное заведение ещё 6 раз
меняло своё название. В последний раз
это произошло в 1996 году, когда училище
было преобразовано в Московский военный
институт Федеральной пограничной
службы Российской Федерации.
Жизнь со всей
убедительностью показала: какое бы
наименование ни носило наше учебное
заведение, неизменным оставалось одно —
здесь всегда готовили, готовят и,
надеюсь, впредь будут готовить
настоящих защитников рубежей нашей
Родины, стойких, мужественных и умелых
воинов. Наши курсанты, офицеры-выпускники
не раз доказывали это на деле во время
войны с белофиннами, в годы Великой
Отечественной, в послевоенные годы. И в
наше неспокойное время, неся нелёгкую
службу в Чечне,
Таджикистане, других
"горячих точках", питомцы МВИ ФПС РФ
образцово выполняют воинский долг, не
роняют боевых традиций своих
предшественников.
— Видимо,
сегодняшняя действительность, те
изменения и преобразования, которые
происходят в стране, во
взаимоотношениях с нашими зарубежными
партнёрами накладывают отпечаток на
подготовку кадров офицеров-пограничников?
— Безусловно! Охрана
границы в современных условиях
предъявляет исключительно высокие
требования к офицерам. Опыт,
повседневная практика войск
подтверждают то, что профессия офицера-пограничника
— особая. Она предполагает высокий
уровень компетентности, что означает
единство идейной зрелости и воинского
мастерства, чувство нового и хорошей
методической подготовки. Требует сплава
профессиональных и нравственных
качеств, особого душевного призвания.
Московский военный
институт федеральной пограничной
службы Российской Федерации является
государственным высшим военным учебным
заведением, функционирующим как
многопрофильный учебно-научный
комплекс, где осуществляется подготовка
офицерских кадров по следующим
специальностям:
"Тактико-специальная
пограничных войск. Юриспруденция" с
квалификацией "Офицер тактического
уровня. Юрист";
"Пограничный
контроль. Юриспруденция" с
квалификацией "Офицер пограничного
контроля со знанием иностранного языка.
Юрист";
"Оперативно-розыскная
деятельность. Юриспруденция" с
квалификацией "Офицер оперативных
органов со знанием иностранного языка.
Юрист".
Курсантские учебные
подразделения состоят из пяти учебных
дивизионов, которые сформированы по
курсам.
Ведение учебного
процесса в вузе осуществляют 18 кафедр,
из них 6 ведут образовательную
деятельность по общим гуманитарным,
социально-экономическим,
математическим и естественнонаучным
дисциплинам; 4 — по
общепрофессиональным дисциплинам и 8
кафедр — по дисциплинам специализации (военно-профессиональным
дисциплинам).
Начиная с 1996 года в
вузе функционирует факультет заочного
обучения. Он был создан в целях
реализации принципа непрерывности
профессионального образования в
системе Пограничных войск России.
Образовательный
процесс в МВИ ФПС России по
лицензированным направлениям и
специальностям проводится по учебным
планам и программам, разработанным на
основе Государственного
образовательного стандарта высшего
профессионального образования нового
поколения, квалификационных требований
к выпускникам военно-учебных заведений
ФПС России, собственных научных и
методических разработок, передового
педагогического опыта вузов России и
зарубежных стран.
— Насколько мне
известно, наряду с вузовским
профессиональным образованием
вверенный вам институт осуществляет
дополнительные виды подготовки
офицерского состава органов и войск ПС
России.
— Это действительно
так. Офицерско-преподавательским
составом вуза осуществляется
подготовка слушателей на Курсах
повышения квалификации и
переподготовки.
Послевузовская
подготовка научно-педагогических и
научных кадров высшей квалификации
проводится в адъюнктуре института.
Сегодня институт
располагает значительным научным
потенциалом: 3 академика, 8 докторов наук,
46 кандидатов наук, 23 профессора и 42
доцента.
В целях привлечения
дополнительных (внебюджетных)
источников финансирования
образовательной деятельности в
соответствии с приказом ФПС России в
институте создан юридический факультет.
Здесь проводится платное обучение и
аттестация граждан на договорной основе
по специальности "Юриспруденция".
Обучение осуществляется на базе высшего
юридического образования при наличии
степени "бакалавр", на базе высшего
профессионального образования и
среднего (полного) образования по
заочной, очно-заочной формам обучения.
Это позволило институту в 2000 году
получить внебюджетных средств в размере
около 4 миллионов рублей.
На базе средней школы
в посёлке Михнево Ступинского района
Московской области с 1 сентября 1995 года
функционирует пограничный лицейский
класс из ребят, изъявивших желание
поступать в наш институт. Такие же
лицейские классы открыты в городах
Старая Русса и Москва.
Руководствуясь
принципами добрососедства и взаимной
помощи, в соответствии с взаимовыгодной
договорённостью в институте
осуществляется подготовка офицерских
кадров и для пограничных ведомств
государств Содружества Независимых
Государств.
Курсанты
дружественных пограничных ведомств
добросовестно усваивают учебную
программу, участвуют в спортивной и
общественной жизни. В стенах института
они овладевают знаниями и навыками,
которые впоследствии будут
использовать в практической работе по
охране государственных границ стран
ближнего зарубежья.
— Виктор Павлович,
наш разговор был бы не совсем полным и
конкретным, если бы мы не поговорили о
насущных проблемах, которые заботят и
волнуют вас как руководителя высшего
учебного заведения. Каковы они, на ваш
взгляд?
— Вы абсолютно правы:
проблемы, конечно же, есть. Они требуют
скорейшего решения. И мы, поверьте, не
сидим сложа руки. В первую очередь
исправляем последствия так называемой
перестройки и последовавших вслед за
ней реформ.
—?!
— Не удивляйтесь, но
они, эти последствия, весьма ощутимо
сказались на нынешнем поколении молодых
людей, поступающих в наш институт, У тех,
кто "выбирает пепси",
девальвированы понятие долга перед
страной и чувство патриотизма, вера в
идеалы добра и справедливости. У
некоторых возведены в абсолют культ
денег, западный образ жизни, стремление
во что бы то ни стало сделать карьеру и в
перспективе устроиться на доходное
место. Оставляют желать много лучшего и
физические кондиции ребят.
Если говорить о тех,
кто обучает и воспитывает будущих
офицеров, то и здесь у нас есть проблемы.
Ряд наших офицеров порой безразлично
относятся к выполнению служебных
обязанностей. Многие свыклись с
мизерным денежным содержанием, бытовыми
и жилищными проблемами. Есть и такие, кто
подрабатывает в коммерческих
структурах или тихо ждёт грядущих
перемен, ничего не делая для того, чтобы
они как можно скорее произошли.
В последние годы
заметно понизилась роль курсовых
офицеров, призванных поддерживать
дисциплину и порядок среди курсантов,
умело опираться в этом важнейшем деле на
младших командиров.
Некогда стройная
система обучения и воспитания требует
незамедлительного восстановления. На
это, кстати, обратил наше внимание и
Директор Федеральной пограничной
службы Российской Федерации генерал-полковник
Константин Васильевич Тоцкий,
побывавший недавно в институте и
детально ознакомившийся с нашими
проблемами...
— Извините, что
перебиваю вас, Виктор Павлович, но жизнь
показывает: большие начальники
приезжают, знакомятся с положением дел,
указывают на недостатки, иногда даже
обещают помочь в решении насущных
вопросов. Потом уезжают и всё остаётся
по-прежнему...
— В данном случае
дело обстоит далеко не так. Директор ФПС
не из тех людей, которые бросают слова на
ветер. Кстати, по его утверждению, многое
из увиденного в институте повергло его в
"изумление", побудило принять ряд
кардинальных решений.
В частности, нам
разрешено перевести из войск 10 офицеров
с опытом службы и воспитательной работы,
оставить в институте 15 офицеров-выпускников,
назначив их на должности курсовых
офицеров. Внесены существенные
коррективы в штаты вуза, которые,
надеемся, будут способствовать усилению
кафедр.
У нас уже произошла
некоторая реорганизация — мы
отказались от факультетов и перешли к
учебным дивизионам, в каждом из которых
введена должность заместителя
командира по воспитательной работе.
Отделение
воспитательной работы, состоявшее из
нескольких человек, преобразовано в
отдел. Короче говоря, делается всё
возможное, чтобы воссоздать систему
воспитательной работы с учётом
требований сегодняшнего дня.
— Видимо, будут
существенные подвижки и в
совершенствовании учебно-материальной
базы?
— Обязательно будут.
Ведь не случайно же Директором ФПС
предусмотрены значительные средства на
осуществление текущего ремонта учебных
и жилых помещений, нашего автопарка. Так
что поводы для оптимизма у нас есть!
— Что ж, на этой
мажорной ноте и закончим нашу беседу.
Успехов вам и вашим сослуживцам. С Днём
Победы и Днём пограничника!
(журнал “Военные
знания”, № 5 за 2001 г.)