СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Подвижниками сильна Русь

Генерал-лейтенант Виктор Егоров:

“КЛЮЧИ ОТ ГРАНИЦЫ В НАДЁЖНЫХ РУКАХ”

 

Наша справка. Виктор Павлович Егоров родился I8 января 1951 года в г. Старая Русса Новгородской области. После окончания средней школы №s 1 работал на заводе фрезеровщиком, учился в вечернем техникуме. Окончил Алма-Атинское высшее погранучилище, Военную академию имени М. В. Фрунзе и Академию Генштаба. Служил на различных командных должностях в пограничных войсках и в Центральном аппарате ФПС РФ. Выполнял воинский долг в Республике Афганистан. Возглавлял кафедру оперативного искусства в Академии пограничных и Сухопутных войск Федеральной пограничной службы России. В октябре 2000 года назначен начальником Московского военного института ФПСРФ. Доктор военных наук, профессор, академик Международной академии информации при ООН.

В канун всенародных праздников — Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне и Дня пограничника наш корреспондент встретился с генерал-лейтенантом В. П. Егоровым и попросил ответить на интересующие редакцию и читателей журнала вопросы.

Виктор Павлович, в редакцию нашего журнала приходят письма от ребят и девчат, мечтающих стать офицерами-пограничниками. Многие просят рассказать о Московском военном институте Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Кому, как не вам, его начальнику, сделать это? Тем более в преддверии Дня Победы и вашего профессионального праздника — Дня пограничника.

— Давайте только условимся, что я не буду скрупулёзно рассказывать читателям "Военных знаний" об истории нашего вуза, являющегося одним из старейших в России. Исторический экскурс мы сократим до минимума, ибо о нашем погранинституте, его боевом пути и заслугах перед Отечеством написано немало. Насколько мне известно, в своё время о нём обстоятельно рассказывал и ваш журнал. А вот о дне сегодняшнем поговорим подробнее.

— Считайте, что условились, товарищ генерал-лейтенант. И так, напомните, пожалуйста, молодым читателям "ВЗ" основные, как когда-то пелось в известной песне, "этапы большого пути" вверенного вам учебного заведения.

— Без малого 70 лет назад в Москве была сформирована 3-я школа пограничной охраны войск ОГПУ. За время своего существования она неоднократно меняла своё название и статус. Поначалу была многопрофильным учебным заведением, где готовили помощников начальников застав, политработников подразделений, командиров-связистов. В 1935 году была реорганизована в пограничную школу связи, а через 2 года переименована в Московское военное училище связи пограничной и внутренней охраны НКВД. Прошло ещё 2 года и — новое наименование — Московское военно-техническое училище НКВД имени В. Р. Менжинского. После окончания Великой Отечественной войны наше учебное заведение ещё 6 раз меняло своё название. В последний раз это произошло в 1996 году, когда училище было преобразовано в Московский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Жизнь со всей убедительностью показала: какое бы наименование ни носило наше учебное заведение, неизменным оставалось одно — здесь всегда готовили, готовят и, надеюсь, впредь будут готовить настоящих защитников рубежей нашей Родины, стойких, мужественных и умелых воинов. Наши курсанты, офицеры-выпускники не раз доказывали это на деле во время войны с белофиннами, в годы Великой Отечественной, в послевоенные годы. И в наше неспокойное время, неся нелёгкую службу в Чечне,

Таджикистане, других "горячих точках", питомцы МВИ ФПС РФ образцово выполняют воинский долг, не роняют боевых традиций своих предшественников.

— Видимо, сегодняшняя действительность, те изменения и преобразования, которые происходят в стране, во взаимоотношениях с нашими зарубежными партнёрами накладывают отпечаток на подготовку кадров офицеров-пограничников?

— Безусловно! Охрана границы в современных условиях предъявляет исключительно высокие требования к офицерам. Опыт, повседневная практика войск подтверждают то, что профессия офицера-пограничника — особая. Она предполагает высокий уровень компетентности, что означает единство идейной зрелости и воинского мастерства, чувство нового и хорошей методической подготовки. Требует сплава профессиональных и нравственных качеств, особого душевного призвания.

Московский военный институт федеральной пограничной службы Российской Федерации является государственным высшим военным учебным заведением, функционирующим как многопрофильный учебно-научный комплекс, где осуществляется подготовка офицерских кадров по следующим специальностям:

"Тактико-специальная пограничных войск. Юриспруденция" с квалификацией "Офицер тактического уровня. Юрист";

"Пограничный контроль. Юриспруденция" с квалификацией "Офицер пограничного контроля со знанием иностранного языка. Юрист";

"Оперативно-розыскная деятельность. Юриспруденция" с квалификацией "Офицер оперативных органов со знанием иностранного языка. Юрист".

Курсантские учебные подразделения состоят из пяти учебных дивизионов, которые сформированы по курсам.

Ведение учебного процесса в вузе осуществляют 18 кафедр, из них 6 ведут образовательную деятельность по общим гуманитарным, социально-экономическим, математическим и естественнонаучным дисциплинам; 4 — по общепрофессиональным дисциплинам и 8 кафедр — по дисциплинам специализации (военно-профессиональным дисциплинам).

Начиная с 1996 года в вузе функционирует факультет заочного обучения. Он был создан в целях реализации принципа непрерывности профессионального образования в системе Пограничных войск России.

Образовательный процесс в МВИ ФПС России по лицензированным направлениям и специальностям проводится по учебным планам и программам, разработанным на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения, квалификационных требований к выпускникам военно-учебных заведений ФПС России, собственных научных и методических разработок, передового педагогического опыта вузов России и зарубежных стран.

— Насколько мне известно, наряду с вузовским профессиональным образованием вверенный вам институт осуществляет дополнительные виды подготовки офицерского состава органов и войск ПС России.

— Это действительно так. Офицерско-преподавательским составом вуза осуществляется подготовка слушателей на Курсах повышения квалификации и переподготовки.

Послевузовская подготовка научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации проводится в адъюнктуре института.

Сегодня институт располагает значительным научным потенциалом: 3 академика, 8 докторов наук, 46 кандидатов наук, 23 профессора и 42 доцента.

В целях привлечения дополнительных (внебюджетных) источников финансирования образовательной деятельности в соответствии с приказом ФПС России в институте создан юридический факультет. Здесь проводится платное обучение и аттестация граждан на договорной основе по специальности "Юриспруденция". Обучение осуществляется на базе высшего юридического образования при наличии степени "бакалавр", на базе высшего профессионального образования и среднего (полного) образования по заочной, очно-заочной формам обучения. Это позволило институту в 2000 году получить внебюджетных средств в размере около 4 миллионов рублей.

На базе средней школы в посёлке Михнево Ступинского района Московской области с 1 сентября 1995 года функционирует пограничный лицейский класс из ребят, изъявивших желание поступать в наш институт. Такие же лицейские классы открыты в городах Старая Русса и Москва.

Руководствуясь принципами добрососедства и взаимной помощи, в соответствии с взаимовыгодной договорённостью в институте осуществляется подготовка офицерских кадров и для пограничных ведомств государств Содружества Независимых Государств.

Курсанты дружественных пограничных ведомств добросовестно усваивают учебную программу, участвуют в спортивной и общественной жизни. В стенах института они овладевают знаниями и навыками, которые впоследствии будут использовать в практической работе по охране государственных границ стран ближнего зарубежья.

— Виктор Павлович, наш разговор был бы не совсем полным и конкретным, если бы мы не поговорили о насущных проблемах, которые заботят и волнуют вас как руководителя высшего учебного заведения. Каковы они, на ваш взгляд?

— Вы абсолютно правы: проблемы, конечно же, есть. Они требуют скорейшего решения. И мы, поверьте, не сидим сложа руки. В первую очередь исправляем последствия так называемой перестройки и последовавших вслед за ней реформ.

—?!

— Не удивляйтесь, но они, эти последствия, весьма ощутимо сказались на нынешнем поколении молодых людей, поступающих в наш институт, У тех, кто "выбирает пепси", девальвированы понятие долга перед страной и чувство патриотизма, вера в идеалы добра и справедливости. У некоторых возведены в абсолют культ денег, западный образ жизни, стремление во что бы то ни стало сделать карьеру и в перспективе устроиться на доходное место. Оставляют желать много лучшего и физические кондиции ребят.

Если говорить о тех, кто обучает и воспитывает будущих офицеров, то и здесь у нас есть проблемы. Ряд наших офицеров порой безразлично относятся к выполнению служебных обязанностей. Многие свыклись с мизерным денежным содержанием, бытовыми и жилищными проблемами. Есть и такие, кто подрабатывает в коммерческих структурах или тихо ждёт грядущих перемен, ничего не делая для того, чтобы они как можно скорее произошли.

В последние годы заметно понизилась роль курсовых офицеров, призванных поддерживать дисциплину и порядок среди курсантов, умело опираться в этом важнейшем деле на младших командиров.

Некогда стройная система обучения и воспитания требует незамедлительного восстановления. На это, кстати, обратил наше внимание и Директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации генерал-полковник Константин Васильевич Тоцкий, побывавший недавно в институте и детально ознакомившийся с нашими проблемами...

— Извините, что перебиваю вас, Виктор Павлович, но жизнь показывает: большие начальники приезжают, знакомятся с положением дел, указывают на недостатки, иногда даже обещают помочь в решении насущных вопросов. Потом уезжают и всё остаётся по-прежнему...

— В данном случае дело обстоит далеко не так. Директор ФПС не из тех людей, которые бросают слова на ветер. Кстати, по его утверждению, многое из увиденного в институте повергло его в "изумление", побудило принять ряд кардинальных решений.

В частности, нам разрешено перевести из войск 10 офицеров с опытом службы и воспитательной работы, оставить в институте 15 офицеров-выпускников, назначив их на должности курсовых офицеров. Внесены существенные коррективы в штаты вуза, которые, надеемся, будут способствовать усилению кафедр.

У нас уже произошла некоторая реорганизация — мы отказались от факультетов и перешли к учебным дивизионам, в каждом из которых введена должность заместителя командира по воспитательной работе.

Отделение воспитательной работы, состоявшее из нескольких человек, преобразовано в отдел. Короче говоря, делается всё возможное, чтобы воссоздать систему воспитательной работы с учётом требований сегодняшнего дня.

— Видимо, будут существенные подвижки и в совершенствовании учебно-материальной базы?

— Обязательно будут. Ведь не случайно же Директором ФПС предусмотрены значительные средства на осуществление текущего ремонта учебных и жилых помещений, нашего автопарка. Так что поводы для оптимизма у нас есть!

Что ж, на этой мажорной ноте и закончим нашу беседу. Успехов вам и вашим сослуживцам. С Днём Победы и Днём пограничника!

(журнал “Военные знания”, № 5 за 2001 г.)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ