|
Путь к храму 17 июля 2001 года исполнился год со дня загадочного убийства известного русского писателя Дмитрия Балашова, автора популярных романов "Государи Московские"", "Марфа Посадница", "Преподобный Сергий Радонежский" и др., лауреата многочисленных литературных премий и наград. Дмитрий Михайлович, долгие годы живший в Новгороде, много внимания уделял проблемам духовного возрождения родного края. В распоряжении редакции газеты "Русь Православная" находится одно из последних писем писателя, посвященное в основном церковной проблематике. Адресат этого письма передал его редакции газеты для публикации, оговорив, что имя его упоминаться не будет, а в тексте самого письма будут сделаны некоторые сокращения в тех местах, где речь идет о личных вопросах.
Церковные нестроения в Новгороде Великом То, что тревожит духовную паству Петербурга - несоответствие должности и действий митрополита Владимира, экумениста по взглядам и сребролюбца по конкретной жизненной практике - тревожит и нас, новгородцев. Такое же странное расходование архиепископом новгородским и старорусским Львом средств, выделяемых на реставрацию храмов - на личные нужды, на строительство своего дома, вернее сказать, дворца, причем не одного! Уже выстроен целый комплекс зданий под Петербургом, а теперь строятся "палаты" в самом Новгороде, помимо имеющегося церковного здания, которого вполне хватало всем прежним новгородским владыкам. Такое же недопущение низовой приходской деятельности, та же борьба с не в меру ретивыми батюшками, словом - все то же самое! Да, мы знаем, что по каноническим правилам епископ - полновластный хозяин церковных средств. Но как быть, когда эти средства выделены с целевым назначением -на восстановление храмов? Да, не дело мирян указывать епископу, но ежели наш владыка Лев - кончавший, как-никак, восточный факультет в Риме - вообще тайный католик и, возможно, даже кардинал папы римского! Как вести себя в этом случае нам, православным христианам и, кстати, безусловным врагам экуменизма (объединения Церквей, а на деле - подчинения Православной Церкви власти папы римского)? В Новгороде сейчас всего пять действующих православных храмов. (Во Пскове, равновеликом по числу жителей, двадцать четыре действующих храма). Зато сектантам всех мастей; иеговистам, адвентистам, баптистам, католикам и иже с ними - полная воля. Лезут во все щели, ходят по квартирам, на улицах всовывают в руки свои брошюрки с восхвалением каких-то безграмотных до ужаса американских "основателей", у которых только что рога и копыта не растут, печатно признающихся, что догмат о Святой Троице им непонятен, а потому его следует отбросить ("Все то вздор, чего не знает Митрофанушка!"), иконам перестать поклоняться, возродить еврейскую субботу и прочее, в том же духе. В Новгороде было организовано общество "София",
целью которого было возродить и передать Церкви храм Святой Софии Новгородской,
одну из главных святынь Православия на Русской Земле. Архиепископ (тогда
еще епископ) Лев сопротивлялся этому всеми силами. Храм все-таки был отвоеван
и передан Церкви. И в момент торжественного открытия храма в присутствии
тысяч верующих и просто зрителей, в присутствии самого Патриарха Алексия
II в ясном небе над храмом явилась радуга - знамение высших сил, буквально
ошеломившее наших новгородских атеистов. В Старой Руссе был благочинным священник, отец Агафангел, проводивший огромную созидательную церковную работу. Достаточно сказать, что кроме восстановления храмов и часовен он организовал воскресную школу, где было более четырехсот детей. Так вот на этого Агафангела обрушился великий гнев Льва. "Я его уничтожу!" - заявил владыка. И уничтожил, снял со всех постов, фактически уволил. Воскресная школа приказала долго жить, все прочие работы были тоже приостановлены. Ну, хорошо, епископу Льву не понравилась популярность
Агафангела, решили мы. Зависть, конечно, не очень христианское чувство,
но… не дело мирян критиковать церковные власти. Хотя и то напомним, что
в древнем Новгороде архиепископа выбирали по жребию их трех достойных
кандидатов, которых, опять же, выдвигала общественность города. Что же нам теперь делать: к Зарубежной Православной Церкви отходить или уж к староверам податься, чтобы только не стать иудео-католиками? (газета "Русь
Православная", июль-август 2001 г. №50)
|
|