|
Путь к храму 230 лет назад - в 1764 году в связи с секуляризацией церковных и монастырских земель, предпринятой Екатериной II, была упразднена Леохновская обитель. А совсем, недавно в Старорусском районе открылись двери Спасо-Преображенского храма, расположенного на берегу реки Переходы, в том самом Леохново. История и современность сомкнулись. Начальные страницы Леохновской обители прочитываются нами сегодня лишь в житии ее основателя - преподобного Антония. Один из списков жития хранился некогда в монастыре. Им пользовался автор описания Преображенской церкви, составленного в 1856 г. В своем описании он постоянно ссылается на эту рукопись. Существующие в настоящее время списки жития XIX в. и печатный его вариант представляют собой литературную переработку ранней редакции. В них утрачены многие интересные подробности из жизни святого Антония и истории монастыря. О некоторых мы узнаем в изложении автора документа 1856 г. Антоний родился в семье знатных тверских бояр Вениаминовых. Но уже в юном возрасте он покинул родной дом и начал свои нелегкий путь праведника: поселился в пустынном месте на берегу Переходы - в так называемой Рублевской пустоши. Здесь "ископал себе пещеру". Сырая земля служила ему постелью, а деревянная колода изголовьем. Эта колода хранилась в XIX в. в Рублевской часовне, поставленной на месте пещеры Антония. Автор Описания 1856 г. записал предание, которое передавалось из поколения в поколение о том, что сестра Антония приходила в Рублевскую пустошь. Здесь она нашла брата и молила его со слезами вернуться в отчий дом. С тех пор ручей, протекающий в пустоши, прозвали Плаксиным. Однажды, когда Антоний уединенно молился в пещере, ему послышался глас Божий. По его велению пустынник отправился в Леохново, где в это время обретался инок Тарасий. Тарасий совершил обряд пострижения в монашество юного отшельника. В Леохново Антоний построил деревянный храм в честь Преображения Господня и устроил монастырь. Точная дата основания обители неизвестна. Автор "Истории Российской иерархии" Амвросий считал, что монастырь основан в начале XVII в. - в последние годы жизни Атония. С этим нельзя согласиться. Монастырь существовал уже в XVI в. Это доказывает сохранившиеся в архиве новгородского музея копия 1675 г. с грамоты 1596 г. В грамоте сообщается, что на Софийской стороне Новгорода на Лукине улице находится монастырский сад, который ранее принадлежал некоему Цынлятеву. Рядом с садом упоминается пустующее место горшечника, которым также владеет монастырь и где "велено поставить двор для монастырского приезду". Скорее всею, основание монастыря относится к середине
XVI в. Автор Описания I856 г., ссылаясь на рукопись, пересказывает случай,
происшедший 11 февраля 1552 г. в монастыре. Во время сильного вихря загорелась
деревянная трапезная. Увидев это, перепуганный келарь прибежал в келью,
где молился Антоний, и рассказал ему о случившемся. Антоний, невозмутим
и спокоен, обратился к келарю со словами: "Не бойся, брат, не оскорбит
нас Господь выше сил наших". Внезапно буря утихла, и огонь погас
сам собой. При жизни Антония все постройки (церковь Преображения, кельи, трапезная) были деревянными. В начале XVII в., в период польско-литовских и шведских войн, войска Якова Делагарди захватили монастырь и сожгли все постройки, а монахов перебили. Антоний, вызванный митрополитом Исидором, находился в это время в Новгороде. Вскоре он скончался и был похоронен в Новгороде у церкви Луки Евангелиста. Умер Антоний в преклонном возрасте - 85 лет от роду - в 1613 г. Церковь Луки Евангелиста не сохранилась. Она стояла на Воздвиженской улице недалеко от Алексеевской круглой башни и подворья Леохновского монастыря. Оставшийся в живых после шведского разорения ученик Антония монах Григорий возобновил обитель. В 1628 г. Григорию во сне явился Антоний. Он молил его поехать в Новгород к митрополиту Киприану и испросить согласие на перенесение его мощей в Леохново. Григорий исполнил все так, как просил Антонии. При открытии мощей свершилось чудо: прозрели два слепых старца. Чудеса свершались и при жизни Антония. В житии рассказывается об исцелении святым пастуха, умиравшего от укуса змеи. Антоний напоил его водой из монастырского источника. После перенесения из церкви св. Луки мощи святого были положены "под спудом" в соборной церкви Преображения Господня. При поджоге монастыря шведами в огне сгорели жалованные грамоты на рыбную ловлю в озере Ильмень, на часть земельных владений: в Бурежском, Голинском и других погостах Шелонской пятины, а также в Новгороде. В 1675 г. строитель монастыря старец Касьян "с братею" обратились к царю Алексею Михайловичу с челобитной, в которой просили дать выписки из писцовых книг, подтверждающие их права на прежние владения. В 1687 г. Леохновский монастырь был приписан к новгородскому Архиерейскому Дому, за которым состоял до реформы 1764 г., в результате которой был упразднен. В 1768 г. была составлена подробная опись упраздненных новгородских монастырей, в том числе Леохновского. Рукопись обнаружена нами в Российском государственном историческом архиве. Опись позволяет представить монастырский ансамбль, сложившийся в конце XVII - пер. пол. XVIII вв. Ядро ансамбля составляли два деревянных храма. Церковь Преображения, построенная в 1690 г., представляла собой клетскую постройку с двумя главами. Церковь во имя Казанской Божией Матери, сооруженная в 1728 г., была ярусной постройкой: на четвериковом основании возвышался восьмерик - восьмистенный сруб. Главы на храмах были обиты осиновым лемехом - "чешуею". В комплекс монастыря входили также: две настоятельские кельи, объединенные сенями, две новые кельи "со стеклянными окончинами", два амбара, один из которых был двойным, ветряная мельница - столбовка, погреб. Мельницы-столбовки, которые встраивались на срубах так, что вращалась вся верхняя клеть, в XVIII - ХIX вв. были повсеместно разбросаны по всему южному побережью озера Ильмень. Монастырь был окружен оградой, рубленной в тарасы. Эти ограды представляли собой наиболее интересный и сложный тип оград. Они были устроены следующим образом: параллельно ставились две бревенчатые стены и соединялись поперечными стенами. За пределами ограды в 25 саженях от нее находился "обветшалой скотской двор". На дворе стояли два хлева и изба с клетью. Рядом со скотным двором располагались рига с током, огороженная бревнами, и пуня для клажи казенного хлеба, сена и соломы. За оградой стояла и новая монастырская баня. Все хозяйственные строения были крыты соломой, что характерно для безлесного района южного Приильменья. В 1788 г. случился в монастыре сильный пожар, сгорели деревянные постройки. Вскоре после пожара началось строительство первого каменного храма в честь Преображения Господня с двумя приделами (во имя Казанской иконы Божией Матери и Антония Леохновского) с колокольней в одной связи. Колокольню разобрали в 1829 г. Объем церкви был "распространен", т.е. расширен, пристройками в 1820-е годы и 1850-е годы. Первоначально храм представлял собой ярусную постройку типа "восьмерик на четверике". Декоративное оформление фасадов было иным - в стиле классицизма. В середине XIX в. в Преображенском храме хранилось несколько достопримечательностей, связанных с земной жизнью св. Антония. Перед ракой святого, стоявшей в посвященном ему приделе, находился Нерукотворный Образ Спасителя. Перед ним, по преданию, молился Антоний. Рядом с ракой стояли жернова, которыми Антоний молол
хлеб для монастырской братии, и каменный клевец - орудие для кования в
виде молота на древке. В день Вознесения Господня устраивался особенно
торжественный крестный ход из Преображенской церкви в часовню, устроенную
в Рублевской пустыни. Если в ближайшие годы не будут начаты реставрационные работы, то один из самых замечательных памятников классического стиля в Новгородской области будет утрачен. * * * Судьба Преображенской церкви после 1917 г. типична для большинства русских православных храмов. В ней, как в капле воды, отразились все превратности и сложности выживания в условиях гонения и незаконного вмешательства государства в дела Русской Православной Церкви. В 1938 г. храм закрыли решением советской власти и отдали под клуб. С глав сняли кресты, в алтаре оборудовали сцену, и полились со сцены современные мелодии, зазвучали голоса партийных ораторов, замелькали кадры кинофильмов. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, когда фашисты оккупировали деревни Леохновского прихода, верующие, по собственному почину, возродили храм. 21 апреля 1945 г. по просьбе прихожан был официально зарегистрирована православная община. Для решения церковных дел избрали двадцатку и ревизионную комиссию. Составили акт передачи церковного имущества. Церковную двадцатку возглавил Егор Александрович Ефимов, 1874 года рождения, потомственный крестьянин. Членами двадцатки были выходцы из крестьянских семей, труженики колхозов: хлебопашцы, садовод, мастер по ремонту сельскохозяйственных машин и т.д. Все люди преклонного возраста, служили в царской армии, а некоторые участвовали в русско-японской и первой мировой ("германской") войнах. Настоятелем стал священник Михаил Зверев. Вскоре после официального открытия храма на батюшку поступил донос. Несмотря на оправдательное письмо о. Михаила, его уволили, а на его место прислали другого настоятеля о. Василия Ерина. Но и он продержался недолго. Председатель Виленского сельского совета предложил ему освободить церковную сторожку, где, кроме пожилого священника, проживаю еще 5 человек. В сторожке запретили устраивать на ночлег прихожан из дальних деревень. Священник написал жалобу на имя уполномоченного по делам Русской Православной Церкви, но и это не помогло. Наступление на церковь со стороны местных органов советской власти особенно усилилось с конца 1940-х гг. Оно принимало различные формы. В 1948 г. священник Т.И. Губанов подал официальную жалобу о неправильном обложении церкви налогами. В 1949 г. священникам категорически запретили совершать церковные требы в домах. Дело доходило до незаконных расправ над активными служителями церкви. В 1950 г. был осужден сроком на 25 лет по 58 статье один из членов двадцатки Е.О. Бойцов. Под благовидным предлогом отсутствия хорошего помещения для клуба в 1960-61 гг. встал вопрос о закрытии храма и переоборудовании его под клуб. Инициаторами выступили учителя школы, Виленский сельский совет и Старорусский райисполком. Райисполком ходатайствовал перед Новгородским облисполкомом "об изъятии бывшего клубного здания в селе Леохново Виленского сельского совета у религиозной общины". В клубе колхоза "Заря" собрали колхозников. При этом составили список всех присутствующих в зале. Секретарь общества по распространению политических и научных знаний П.Д. Ромин прочитал лекцию на тему: "Отношение партии и государства к религии и церкви". После секции было внесено предложение закрыть церковь. Но прихожане оказали непредвиденное властями сопротивление. На имя уполномоченного стали поступать письма от верующих. Жительницы древни Емцы в своем письме буквально умоляли не закрывать храм: "Мы, колхозники, работаем, а в праздник - куда главу преклонить? Нам, старым недолго и жить... Просим Вас слезно от всего сердца". По просьбе верующих члены церковной двадцатки отправили письмо на имя Н.С. Хрущева. Под письмом поставлено 18 подписей. Письмо весьма поучительно. В строках его много здравого смысла и народной мудрости, которые всегда отличали наших "природных" крестьян. "Уважаемый Никита Сергеевич, - писали Е.В. Никитин, А.Е. Демешенков, А.П. Ефимов и др., - Вы сами знаете, что церковь в период Отечественной войны играла большую роль. Нам кажется, а так оно и есть, что данная церковь совершенно не приносит никакого вреда нашему советскому государству. Наоборот, все наставления, даваемые священником, направлены на пользу трудящихся". Архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий, в свою очередь, обратился к уполномоченному с просьбой оставить храм верующим, мотивируя это тем, что он "находится в исправном состоянии, есть священник и полный состав двадцатки". Верующие отстояли храм, и он не был закрыт. В 1960-е гг. его даже удалось отремонтировать. В октябре 1964 г. церковь посетил архиепископ Сергий. В 1980-е гг. храм большей частью был закрыт, службы в нем велись изредка священником, приезжавшим из Старой Руссы. В настоящее время, когда храм вновь ожил, службы стали регулярными, появилась надежда, что не только церковь, но и колокольня будут сохранены для потомков. Л. Секретарь, ст. научный сотрудник Новгородского музея. 1994 г, ЛЕОХНОВСКИИ ПРИХОД С 1824 года село Леохново более чем на четверть века оказалось в Новгородском уезде: большая часть Старорусского уезда (33 прихода) отошла в военное ведомство. Только в 1857 году старорусские крестьяне смогли, наконец, снять мундиры "пахотных солдат", и единство уезда было восстановлено. Освобождение крестьян от крепостной зависимости (1861 г.) привело к оживлению сельского храмостроительства и всей приходской жизни. В третьей четверти XIX века в Леохновской церкви служили
священники Петр Должинский и Василий Лебедев - последний вышел за штат
13 октября 1877 года. В Леохнове прошло детство сына о. Василия - Павла
Лебедева, кандидата богословия С.-Петербургской духовной академии, скончавшегося
в 1909 году настоятелем Валдайского Троицкого собора. 13 октября 1877 года священником к Леохновской церкви был определен псаломщик новгородского Знаменского собора Иоанн Иоаннович Курский, выпускник Новгородской духовной семинарии 1872 года. О. Иоанн (с 1913 г. - протоиерей) бессменно прослужил здесь более 40 лет. В 1885 году митрополит Новгородский и С.-Петербургский
Исидор (Никольский; ум. 1892) обратился с воззванием к духовенству Новгородской
епархии, побуждая его открывать церковно-приходские школы. Архипастырь
напоминал священникам, что "учительство ваше по отношению к детям
должно начаться не в храме и даже не в начальной школе, но еще в домах
родителей сих детей [...]. Такие собеседования не останутся без благих
последствий... они будут семенем, из которого в непродолжительном времени
вырастет правильно организованная школа". В 1890 году с духовенством уезда знакомился епископ Старорусский св. Влалимир (Богоявленский; ум. 1918) - будущий священномученик, митрополит Киевский, оставивший подробный отчет о поездке. "Причт Леохновской церкви, - писал святитель, - состоит из священника, штатного диакона и псаломщика, - все трезвы и исправны. Священник Иоанн Курский производит особенно приятное впечатление. Это - человек умный и усердный к своим пастырским обязанностям. Им открыта церковно-приходская школа, помещающаяся в верхнем этаже церковной сторожки. Заведующим и законоучителем сам о. Курский, а учителем - диакон Иоанн Наговский. Последний из 1 класса семинарии, но дело учительское ведет удовлетворительно. Псаломщик Петр Светлов, окончивший курс семинарии, по временам помогает священнику и диакону в школьных занятиях". Труды о. Иоанна были отмечены многочисленными наградами: благословением Святейшего Синода с грамотой (1897), камилавкой (1898), наперсным крестом (1904). На 36-м году служения в Леохнове священник Иоанн Курский удостоился сана протоиерея: до революции такая награда для сельского духовенства была большой редкостью. Память о преподобном Антонии Леохновском свято чтилась на новгородской земле. В 1899 г. "Новгородские епархиальные ведомости" опубликовали его житие. В середине июля из всех окрестных приходов в Леохново ежегодно собирались крестные ходы. А 11 мая 1914 года в день св. Кирилла и Мефодия туда совершили паломничество ученики 1 - 3 классов Старорусского духовного училища. Они пришли к началу обедни и приняли участие в службе. После обеда в саду о. Иоанна Курского дети отправились в Рублевскую пустынь, где пропели молебен в храме, осмотрели две часовни, пещеру преп. Антония и вырытый им колодец. 12 февраля 1916 года в теплом, Антониевском, приделе Преображенского храма случился пожар. В нем, как в закрытой печи, все тлело без пламени: расплавились даже церковные сосуды. Главный храм уцелел только потому, что не лопнуло ни одно стекло ни в наружных, ни во внутренних переплетах. Тем не менее, к осени придел был отремонтирован, в нем установлен и освящен новый иконостас. К Пасхе 1918 года св. Патриарх Тихон наградил протоиерея Иоанна Курского палицей. Это была его последняя награда - 9 сентября того же года о. Иоанн скончался. Но это была и последняя светлая страница в жизни самого прихода. В последующие десятилетия начались тяжкие испытания. Однако несмотря па изъятие церковных ценностей, конфискацию колоколов, грабительские налоги, "раскулачивание" духовенства и прихожан, верующие Старорусского и соседних районов поддерживали леохновскую святыню как могли. Даже в 1937 году причт в Леохнове оставался трехчленным: здесь служили протоиерей Владимир Семеновский, диакон Феодор Петров и псаломщик Михаил Камнев (в большинстве храмов к этому времени не было не только диаконов, но и штатных псаломщиков). Богослужения в Преображенской церкви смог остановить лишь массовый террор. В сентябре 1937 года был расстрелян 53-летний протоиерей В. Семеновский - он погребен на печально знаменитой Левашовской пустоши под Ленинградом. Службу в Преображенской церкви с. Леохнова удалось возобновить только во время немецкой оккупации. Трехпрестольный храм был приведен в порядок трудами прихожан и священника Григория Губанова. Восстановление же колокольни - редкого для Новгородской епархии памятника ампира - оказалось колхозным крестьянам не под силу. Заброшенная, она продолжала медленно разрушаться. 18 ноября 1956 г. Леохново отмечало 400-летие прибытия преподобного Антония в эту местность и основания им монастыря. Всенощное бдение и литургию в Преображенской церкви служил епископ Старорусский Сергий (Голубцов; ум. 1982). Перед обедней было совершено соборование тяжело больного настоятеля, о. Г. Губанова; 22 ноября он скончался. В начале 1960-х годов, когда была снята с регистрации почти половина приходов Новгородской епархии, возродившихся во время немецкой оккупации, Леохновская Преображенская церковь счастливо избежала закрытия. В 1991 г. начались было работы но восстановлению Леохновского скита, но вскоре поступление средств практически прекратилось. И все же будем веровать, что с ожившим Преображенским храмом откроется и новая страница обители преподобного Антония. А. Галкин. С.-Петербург. 1994 г. РУБЛЕВА ПУСТЫНЬ Единственный раз мне пришлось быть в Леохнове летом 1925 года. Поводом для этого послужило желание побывать на деревенском празднике. Тогда еще такие праздники отличались красочностью и широким русским гостеприимством. В те времена в Леохнове проживали мои добрые знакомые, пригласившие на праздник местного святого, в церковных святцах известного под именем Антония Леохновского. Добраться до села Леохново, расположенного в двадцати верстах северо-западнее города Старая Русса, особого труда не составляло: в Новгороде надо было сесть в поезд, идущий в том направлении, переехав в Шимске реку Шелонь выйти на маленькой станции Перетерка и, пройдя пешком не больше часа, окажешься на месте. [...] В самом Леохнове в те годы жили только церковники, существовала каменная церковь, постройки не ранее XVIII века, а в ней каменное надгробие над могилой Антония. Рядом расположилась большая деревня Виленка, центр бывшей Виленской волости Старорусского уезда. Реки в селе нег, воду брали из колодцев, очень глубоких, зато с чистой и холодной водой. На погосте были прекрасные сады и, что особенно было примечательно, вокруг церкви росли великолепные березы весьма почтенного возраста, но без всяких признаков естественной дряхлости и с удивительно чистой корой по всему стволу дерева. Может быть, это была какая-то особая порода березы, а возможно, эти насаждения в Леохнове вели свое начало от корней тех деревьев, которые были посажены здесь еще при Антонии. Известно, что в старину монастыри вели у себя большие посадки разнообразных деревьев. Во всяком случае следовало бы приглядеться к леохновским березам, если они сохранились до нашего времени. С погостом Леохново тесным образом связана Рублева пустынь. Прибывшие в Леохново считали своим обязательным долгом побывать и в пустыни, находящейся примерно в пяти верстах южнее. Дорога туда вела по ровной безлесной местности в деревню Рублево, живописно расположенную вдоль высокого берега реки Перехода, с вишневыми садами, спускающимися по скату от деревни к самому руслу. Перехода речка небольшая, она берет свое начало где-то в здешних местах и вливается в озеро Ильмень за Коростынем у деревни Устрека. В недалеком расстоянии от д. Рублево расположена и сама пустынь. Местное предание говорит, что основатель монастыря Антоний первоначально жил именно здесь и уже потом перешел в Леохново, где и устроена окончательно обитель. Однако письменных свидетельств об этом, по-видимому, не имеется. Если представить себе наглядно местность, которую мне называли "Рублевой пустыней", то это был прямоугольник, вытянутый по ровном долине, у которого с одной стороны находилась д. Рублево, а с другой - д. Бахмутово, обе в полуверсте от пустыни. Все пространство покрыто некрупным лесом, преимущественно березовым. Я застал Рублеву пустынь в полной сохранности. Не видно было следов порубок или пастьбы домашнего скота. Видимо, в сознании окрестного населения еще поддерживался ореол бережения и неприкосновенности "святого места". Таких примеров можно было найти немало не только в нашем новгородском крае. Были на территории этого укромного уголка природы роднички живой воды, которая питала корни растущих здесь трав и деревьев. Один из таких родников на глазах у всех образовал уже заметный ручеек, который нашел путь к текущей неподалеку реке Переходе. Народные предания указывали в пустыни места пребывания там Антония. Одно из них - пещера, выкопанная в высоком земельном откосе. На стене пещеры висела старая, покрытая копотью, икона, а перед ней лампада. В тот праздничный день при мне какая-то бойкая пожилая женщина довольно толково рассказывала собравшимся вокруг нее деревенским жителям, как пустынник Антоний жил в этой пещере, ходил за водой на соседний ключик, трудился на огороде, и по ночам молился "вот пред этой самой иконой"… Толпа сосредоточенно слушала, многие из женщин крестились. [...] Кроме пещеры в пустыни была небольшая недавней постройки деревянная церковь. Любопытно отметить, что иконы нижнего ряда иконостаса в ней были не живописной работы, а вырезаны, и довольно искусно из дерева, видимо, местным мастером. На самом выезде из пустыни возвышался большой деревянный крест под деревянным же навесом. Крест типа так называемых "поклонных", обычных на всем Русском Севере. Уже после войны приходилось слышать, что роща рублевская существует и поныне. Следовало бы принять возможные меры к сохранений этого небольшого зеленого оазиса, неизвестно когда и каким путем возникшего, и уже обязательно надо держать в памяти чудесные белоствольные березы в Леохнове. Почему бы веточки от них не посадить в одном из парков Новгорода? Ведь растут же в Кремле туи, перенесенные сюда из парка в имении Выбити. Новгород. 10 февраля 1983 года.
|
|