|
Путь к храму ИСТОЧНИК ЖИЗНИ Как известно, "православный царь", "мирно и добровольно" присоединявший к Московии Господин Великий Новгород, приказал захваченным в плен новгородцам - оставшимся в живых из высадившегося с лодей десантного отряда - отрезать уши и носы, вырезать губы и в таком виде… отпустить. Дабы в Новгороде ужаснулись и постигли величие царя московского. Совершенно азиатские действия, еще раз доказывающие, что Московское царство (Белое ханство) является прямым наследником Золотой орды. А значит, до сих пор не кончилось иго. Потому его и не усматривал Лев Гумилев. "Лицом к лицу лица не увидать…" Сергей Есенин. Точно также - для осознания величия
Московии - Иван Васильевич (который третий по счету) послал специальные
зондер-команды по южным областям Новгородской Республики, ранее-де принадлежавших
Московии, чтобы вразумить непокорных. Вразумляли каратели по-московски:
жгли деревни, убивали женщин, стариков и детей. И не то чтобы по своему
почину резали народ московиты (хотя, может, и не против они были), а такой
приказ вышел от "православного царя". Впрочем, читая сводки
с Чеченской войны, лишний раз убеждаешься в том, что стиль московского
"замирения" с тех пор не изменился. Вот идет экскурсия курортников из Старой Руссы - приехал народ на воды лечиться, заодно и к южному берегу Ильмень-озера съездить. В основном - петербуржцы (новгородцы на курорте тоже отдыхают, и псковичи, но они часто бывают здесь и безо всяких экскурсий). Занесло туда и автора этих строк - хоть и бывал в этих краях уже - и стало понятно, почему тут только заезжие туристы. Вместо того, чтобы рассказывать о славе новгородской (что было бы естественно), сразу после рассказа о том, как охотился тут в дубравах молодой князь Александр (еще не получивший свое погоняло "Невский") идет рассказ о присоединении к Московии. И сразу же - прямые цитаты из утвержденных в Москве школьных учебников: "Подлые новгородцы захотели присоединиться к Польше и послали гонцов к королю Казимиру…" Стоит вспомнить, что в Польше король был выборным, а Казимир был вдобавок великим князем Литовским. А Литвой в ту пору называлась Белоруссия, получившая такое название уже после присоединения к альянсу Великороссии и Малороссии. О добровольности этого присоединения и о личности товарища Богдана Хмельницкого, присоединившего Украину к России, в этот раз умолчим. То есть, был Казимир своим - разве что веры католической. Так и Псков одно время подумывал о переходе под крыло римских пап. Дело житейское - даже Париж стоит мессы. Не говоря уже о том, что о присоединении к Польше речи не шло. Марфа Борецкая (Марфа-Посадница) просто искала союзника против Московии. В аналогичной ситуации, помнится, сэр Уинстон Черчилль, заключая антигитлеровский союз со Сталиным, сказал: "Если бы Гитлер вторгся в Ад, я протянул бы руку помощи самому Сатане". Да и кто это мог быть тогда, как не Литва с Польшей? Ведь Тверь была уже "примучена" Москвой. Кстати, в московских учебниках до сих пор говорится о "лукавых тверских князьях", глядевших в сторону Новгорода и той же Литвы (Белоруссии). Славно у московских историков выходит: тверские князья - лукавые, новгородцы - подлые, только московиты - белые и пушистые (Белое ханство). И главное их достижение - пресловутое "собирание земель", за которое обоим Иванам Васильевичам - под номером три и четыре - прощается любое изуверство, любое святотатство, любые казни и преступные приказы. Но с туриста современного, даже из славного города Петербурга (а экскурсия запросто могла быть рассчитана на то, чтобы не обидеть случайно затесавшегося на Северо-Запад москвича) что возьмешь? Вот они всей толпой слушают настоятеля храма Покрова Божьей Матери в Борисово. Рассказывает никониянский поп с удовольствием о том, как совершила чудо Богородица - накрыла своим покровом Царьград, подняла бурю и потопила русские корабли. Флот, который был русским не по-прилагательному, а шел под предводительством русов - русских князей. Непатриотично выходит, тем более что родом батюшка из Петербурга. Все объясняется в конце "проповеди":
святой отец настоятельно предлагает приобретать и ставить свечи, покупать
религиозную литературу, иконы и крестики, которые продаются "вот
здесь, у входа", дешевле, чем в Петербурге и чуть ли не с праздничной
скидкой. Заканчивается сие действо точно также: призывом приобретать и ставить свечи, покупать религиозную литературу, иконы и крестики, которые продаются "вот здесь, у входа", дешевле чем в Петербурге и чуть ли не с праздничной скидкой. Торгующие во храме… И не удивительно, что такой же гурьбой отправляются туристы прямиком из церкви к "камню, исполняющему желания". Экскурсовод, вероятно, чувствующая себя кем-то вроде сталкера, остается в стороне, а туристы облепляют камень и, с восторгом первобытных язычников, шепчут заветные желания. Может быть, те же самые, которые только что шептали, крестясь у новодельных икон… В Коростыни много интересного и помимо креста, поставленного в честь победы московитов над новгородцами - самими же москвичами, кстати. Это и путевой дворец императоров (его покажут мельком), и бывший императорский сад, откуда "весь урожай посылали в Москву" (не зря воевали - курки там, яйки, млеко). И немецкое кладбище - был тут в годы Второй мировой госпиталь, в котором лечились, а подчас и умирали те, кто отправился за теми же "курками, яйками и млеком" на Восточный фронт. Войны прокатывались по этим землям, прерывая короткие передышки мирного труда - сперва охоты, потом возделывания земли на месте бывших дубовых рощ. И всегда - рыбалки на великом Ильмень-озере. Во время последней мировой войны на лед Ильменя был выброшен десант 19-й отдельной бригады 12-го стрелкового корпуса. Командование поручило задание якутам, которые прекрасно ходили на лыжах. Но что-то в расчетах не склеилось, и затемно выйти к германским укреплениям якуты не успели. Вышли с рассветом под кинжальный огонь вражеских пулеметов. А может, просто какое-то заклятие тут лежит, и ни один десант не удался поэтому. Якутов расстреляли прямо на льду, где было негде укрыться. Хоть ноздри немцы им не порезали - стояли здесь фронтовые "серые" солдаты, а не "черные" СС. Не забудешь ты, священный Ильмень,
Так писал якутский поэт Сергей Васильев. 19 мая 2000 года на братской могиле был установлен мемориал памяти павших. И примерно в то же время открылся и мемориал на месте захоронения немцев, которые пришли на эти земли с мечом и остались навсегда лежать на живописном берегу Ильменя. Непримиримые враги лежат практически рядом, а их потомки уже дружат домами и сотрудничают. Наверное, в этом заключается глубокая мудрость - мир всегда побеждает войну. Да вот только экскурсии на братскую могилу якутов не водят. Хотя из Республики Саха приезжают делегации… ...На трассе, ведущей от Новгорода Великого к Старой Руссе в обход Ильменя, нет никакого указателя, но все проезжающие знают это место. Вблизи Борисово и Устреки, лежащих чуть в стороне, на берегу. Знающие люди обязательно захватят с собой пластиковые бутылки или канистры, чтобы набрать воды из живоносного источника. Теперь над ним возведен импровизированный колодец с крышей - чтобы не попадали в чудесную воду осадки. Рядом возведена часовня и вывешен текст благословения особо почитаемого в этих краях архимандрита Агафангела. Ныне покойный архимандрит призывал употреблять воду из живоносного источника с молитвой и с чистыми помыслами. Она долго стоит, не портится, говорят, залегает тут серебро. А чай, заваренный из этой воды, особенно вкусен. И даже убежденные атеисты соглашаются, что в этой воде "что-то есть". Уже позже местные жители приспособились торговать тут копченой и вяленой ильменской рыбой - место тут бойкое. Но немногие заходят в часовню поставить свечку. А кое-кто из местных даже грозит часовенку и спалить. Кто знает, не отголоски ли это старообрядчества? Рядом, в Старой Руссе есть старообрядческая церковь, но вряд ли у ее прихожан поднимется рука подпалить христианскую часовню. Впрочем, Старая Русса - это отдельный город, со своими традициями. И в битве с новгородцами отряд рушан бился в первых рядах… в войске московского царя. Правда, теперь некоторые историки полагают, что рушане были мобилизованы Иваном III, а за их плечами стояли московские заградотряды. В заключение стоит вспомнить интервью, которое архимандрит Агафангел дал во время оно журналу "Посев". Рассуждая о судьбах России архипастырь призвал к терпению и вере: "Представим, что иудеи, находившиеся в Вавилонском плену, вместо покаяния постоянно бы обвиняли своих поработителей, стремясь сбросить иго рабства. Вряд ли они смогли бы вернуться в Землю Обетованную и заново отстроить Храм. Призыв к покаянию у нашей паствы, у тех, кто мог бы стать членом Церкви, да и у наших правителей истинного-то отклика так и не нашел. Бесы, вошедшие в сердце Руси, доныне не изгнаны". Кто знает, что именно он имел в виду под освобождением Руси? Только ли освобождение от советской власти? На этот вопрос не ответит никто - кроме разве что времени. Ибо время работает против империи: ничто не вечно под луной и на штыках заградотрядов и зондеркоманд долго не усидишь. Не о том ли ходят устные пророчества по Новгородчине - о какой-то потаенной Библии, о которой многие слышали, а кто-то ее и читал… "В Устреке у одного деда была Библия. Он мне давал читать, так я говорю: да некогда, дед, мне читать-то! Дак так поговорит - он нам вот этот дом обшивал. <...> Он нам обшивал и жил у меня. Дак так: говорил про эту Библию <...> Как вот воевали - да. Как войны будут сейчас. И наши будут, и наших будут убивать, и тех будут убивать. Жись будет плохая. Работ не будет. <...> Ну а работы действительно нет. Колхозы нарушаццы. Они и нарушились. Вот у него это... Ну он, конечно, все-то не расскажет. Если бы читал, дак узнал бы чего". Е.А. Мельникова, "Современные устные рассказы о Библии в Новгородской области". Виктор Николаев, |
|