|
Путь к храму Наше общество, увы, довольно медленно восстанавливает собственные культурные традиции, и прежде всего традиции православия. До сих пор большинство из нас с трудом может перечислить основные церковные праздники и сроки ежегодных постов. Что уж говорить о святых! Их биографии и имена мало что говорят нынешнему горожанину, а желание узнать побольше не настолько сильно, чтобы сломя голову броситься в ближайшую библиотеку или в магазин, торгующий духовной литературой. А между тем люди, причисленные к лику святых, имеют прямое отношение не только к истории нашей страны, но и к национальной культуре. И одним из первых в этом ряду стоит великомученик Георгий.
Христианская легенда о святом Георгии имеет множество вариантов, значительно различающихся между собой. Наиболее ранняя и подлинная, с точки зрения историков, легенда получила литературную обработку на востоке Греции. В 303 году римский император Диоклетиан начал гонение на христиан. Данному намерению противостоял молодой знатный, каппадокинянин Георгий (Каппадокия - область в Малой Азии, некогда принадлежавшая Римской империи, а ныне являющаяся территорией Турции). На собрании высших чинов империи в городе Някомедии Георгий объявляет себя христианином и, несмотря на все доводы и уговоры, от истинной веры не отрекается. Тогда его помещают в тюрьму и в течение недели подвергают жесточайшим пыткам. Однако Георгий не только остается жив, но и успевает совершить несколько чудес таких, что некоторые из приближенных императора и даже один из палачей уверовали во Христа. На восьмой день Георгий соглашается принести жертву языческим богам, но когда его торжественно приводят в храм, "он словом Божьим низвергает их в правах, после чего по приказу императора ему отсекают голову". На момент казни ему было около 30 лет. В "Житии св. Георгия" ничего не рассказывается о другом подвиге святого, навеки закрепившем за ним титул Победоносца. Этому событию посвящена отдельная легенда, также имеющая множество вариантов, объединенных под общим названием "Чудо Георгия о змие". Истоки истории о юноше на белом коне, спасающем прекрасную царевну от неминуемой гибели в зубах дракона, безусловно, лежат в дохристианской мифологии. На протяжении тысячелетий в религиях европейских и ближневосточных цивилизаций именно борьба героя (бога, святого) со змеем (драконом, морским чудовищем) олицетворяла борьбу добра со злом и света с тьмой. В древнегреческих мифах, например, Зевс побеждает стоглавое огнедышащее чудовище Тифона, бог солнца Аполлон борется с чудовищным змеем Пифоном, непобедимый Геракл убивает Лернейскую гидру, а особенно ясная параллель с подвигом святого прослеживается в широко известном мифе о Персее и Андромеде. Однако именно с момента создания легенды о Георгии Победоносце образ змея стал символизировать язычество и даже дьявола (как известно, тот обратился в змея, дабы соблазнить Еву), попираемого отнюдь не мечом, но словом Божьим. Заставив чудовище пасть к своим ногам при помощи молитвы, Георгий просит царевну обвязать шею дракона поясом и отвести его в город. Пораженные чудом, жители города уверовали во Христа и были крещены, а святой уехал совершать новые подвиги. Почитание святого Георгия, возникшее, вероятно, на территории Каппадокии в V-VI веках, получило распространение почти во всех государствах Европы и Ближнего Востока. Особенно любим он был в Англии: Ричард Львиное Сердце сделал святого своим покровителем, а Эдуард III учредил орден Подвязки, на котором был изображен змееборец. Однако именно на Руси Георгию, совмещающему одновременно три ипостаси: защитника, святого и покровителя земледелия и скотоводства, суждено было стать одним из любимейших святых. Возможно, эта популярность была связана с перенесением
черт и культов русских языческих богов на этого святого. С одной стороны,
само имя "Георгий", означающее "возделывающий землю",
делало его преемником Велеса, Семаргла и Дажьбога. С другой стороны, как
покровитель князя и дружины Георгий стал преемником Перуна - главного
бога языческого пантеона славян. Кроме того, сам образ прекрасного и благородного
юноши - воина, освободителя и защитника - не мог не вызвать симпатии всего
народа. В 2005 году подвигу святого Георгия исполняется 1700 лет. Примечательно, что эту дату готовится отметить не только христианский, но и мусульманский мир, поскольку Георгий Победоносец является святым в обеих конфессиях. (газета "Старая Русса курортная", 12 февраля 2005 г., № 5)
|
|