После десятилетий
иконоборчества, разрушения церковной
жизни и распродажи православных святынь
новая светская власть впервые проявляет
доброжелательную инициативу, приглашает
Церковь к равноправному партнерству и
открывает двери совместного культурного
строительства России.
30 июня 2001 года
правительство Российской Федерации
издало постановление под номером 490 "О
порядке передачи религиозным
организациям находящегося в
федеральной собственности имущества
религиозного назначения".
Постановление подводит черту под
десятилетним постперестроечным
периодом, когда государство
декларировало намерение восстановить
историческую справедливость,
признавало право собственности
религиозных объединений на имущество
богослужебного и иного назначения, но в
собственность Церкви ничего не
передавало. Мало кто знает, что Церковь
до сих пор является лишь пользователем
своих святынь и имущества, созданного
трудами многих поколений верующих и
принесенного Богу, то есть заведомо не
подлежащего никакому отчуждению. Всех
прав и состояний Церковь была лишена
декретом "Об отделении церкви от
государства и школы от церкви" от
23.01.1918 г.
Cвященник Борис
Михайлов
С падением советского режима
началось выравнивание правового
положения Церкви. В 1990 году был принят
закон "О свободе вероисповеданий",
в соответствии с которым Декрет 1918 года
и последующие аналогичные
постановления были признаны
утратившими силу, религиозным
объединениям возвращена юридическая
правоспособность. В 1993 году президент
России распорядился осуществить
поэтапную передачу бывшей религиозной
собственности в пользование
религиозным конфессиям (от 23.04.1993 #281-рп).
Через два года вышло первое
правительственное постановление о
порядке передачи с заметно усеченным
описанием предмета передачи (от 14.03.1985г. #
248).
Здесь впервые проявила себя набиравшая
силу тенденция значительно ограничить
объемы и характер передачи. В 1996 году
Российская Федерация при приеме в Совет
Европы взяла на себя обязательство "в
кратчайшие сроки возвратить
собственность религиозных организаций"
(Заключение # 193, п.XII), однако последующие
действия противников передачи показали,
что именно этого делать они и не
собирались. Принятый в том же году
федеральный закон "О Музейном фонде
Российской Федерации и музеях в
Российской Федерации" (от 26.05.1996 # 54)
определил, что в "музейные предметы
и музейные коллекции, включенные в
состав государственной части Музейного
фонда РФ, не подлежат отчуждению";
при этом сведения о церковном имуществе,
находящемся в руках государства, и его
использовании носят закрытый характер
Такую же судьбу
противники передачи уготовили
недвижимому имуществу Церкви.
Недавно принятый закон "Об объектах
культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской
Федерации" рекордно ограничил
перечень объектов религиозного
назначения, предполагаемых к передаче
религиозным организациям. Одновременно
в законе оставлена максимальная
возможность отводить те или иные объекты
при передаче в собственность, а при
передаче в пользование устанавливать
применительно к ним тот или иной
ограничивающий режим использования. По
существу, речь идет о стремлении
получить законные основания для
избирательной музеефикации церковной
жизни, причем не рядовых, а наиболее
чтимых святынь. При обсуждении
законопроекта антицерковная
направленность его не скрывалась
разработчиками, сотрудниками
Министерства культуры, депутатами и
сотрудниками Государственной Думы.
И все-таки, в государственно-церковных
отношениях появляется новая тенденция.
Благодаря постановлению правительства о
порядке передачи имущества религиозного
назначения от 30.06.2001 г. # 490 впервые у
религиозных организаций появляется
возможность реализовать давно уже
предоставленную им владельческую
правоспособность.
В Положении более расширенно, чем прежде,
описываются передаваемые объекты
недвижимости и движимое имущество.
Однако передача в собственность
обуславливается обеспечением
религиозной организацией сохранности
имущества и использованием его в
уставных целях. По общепринятым
представлениям, права собственника
неотъемлемы. Владение может иметь
обременительных характер, если речь идет,
например, о памятниках истории и
культуры, но для оценки эффективности их
использования существуют хорошо
отработанные механизмы, а никак не
феодальная угроза лишения неотъемлемых
прав. Имущество, требующее особого
режима использования, обычно относится к
памятникам истории и культуры, каковые
всегда использовались на условиях
охранного договора, - практика
отлаженная и известная уже десятки лет. В
процессе передачи святынь надо
стремиться к установлению не
конфронтационных, а сотруднических
отношений.
В Положении впервые "имущество
религиозного назначения, входящее в
состав особо ценного объекта культуры
народов Российской Федерации",
разведено с этим особо ценным объектом.
"Особо ценные объекты" - это не
памятники истории и культуры, а
современные культурные учреждения:
театры, музеи, библиотеки, заповедники и
художественные промыслы страны. Это -
юридические лица, обладающие целым рядом
привилегий и льгот. При советской власти
в имущественный состав этих учреждений
попали в том числе и православные храмы,
которые не имели и не имеют к их
деятельности никакого отношения.
Получается, что право оперативного
управления оказывается чем-то вроде
крепостного права: я назначен хозяином,
могу отдать храм общине верующих, а могу
и не отдавать. И не отдают. При этом
недобросовестно используют Положение об
особо ценных объектах, согласно которому
они "являются исключительно
федеральной собственностью. Изменение
форм собственности указанных объектов
либо их перепрофилирование не
допускаются". Вот именно "указанных
объектов", то есть культурных
учреждений, юридических лиц, а входящие в
их имущественный состав храмы вполне
можно "перепрофилировать" в
действующие приходские, что и следует из
текста Положения.
В Положении подробно прописан механизм
передачи, что в первом постановлении
звучало кратко, глухо и расплывчато.
Теперь в самых отдаленных местах, где
трудно бывает получить
квалифицированную юридическую помощь,
приход или монастырь могут начинать
предложенную Положением процедуру и
вступать во владение своими святынями и
имуществом.
Беспрецедентной является и последняя
часть Положения, в которой речь идет
опередаче музейных предметов и музейных
коллекций, включенных в состав
государственной части Музейного фонда
РФ, в безвозмездное пользование
религиозным организациям. Множество
церковных святынь, которыми подчас
обременительно переполнены музейные
фонды, могут теперь постепенно и
подконтрольно быть возвращены к
литургической жизни. Успех этого
процесса во многом будет зависеть как от
готовности религиозных организаций
взять на себя бремя ответственности и
квалифицированного хранения своих
святынь, так и от исполнительской
дисциплины и деятельного сотрудничества
государственных учреждений.
После десятилетий самого мрачного
иконоборчества, разрушения церковной
жизни и распродажи православных святынь,
в атмосфере прикровенного атеизма, не
признающего за искусством Церкви
статуса святынь, новая светская власть
впервые проявляет доброжелательную
инициативу, приглашает Церковь к
равноправному партнерству и открывает
двери совместного культурного
строительства России.