|
Путь к храму Леохновская колокольня Леохновская обитель - Антониев Спасский мужской монастырь - была основана в 1556 году на пустынном месте, называемом Леохна, преподобным Антонием Леохновским, Новгородским чудотворцем. Святые мощи основателя монастыря и ныне почивают под спудом в основании Спасо-Преображенской церкви села Леохново Старорусского района Новгородской области, построенной на месте бывшего монастыря. Монастырь, созданный преподобным Антонием и его сподвижниками, был деревянный, в нем самим преподобным устроен был храм во имя Преображения Господня. Подвизалось в монастыре во времена преподобного до 50 иноков, жизнь которых сочетала строгий монашеский подвиг и заботливое хозяйствование. В 1611 году монастырь был совершенно разорен и сожжен шведами, а в следующем 1612 году его основатель преподобный Антоний почил о Господе в возрасте 86 лет в Новгороде на монастырском подворье Софийской стороны на Редятине улице. Тело преподобного похоронено было у алтаря церкви Святого евангелиста Луки (ныне уже не существующей). Через 18 лет после блаженной кончины преподобного, в 1630 году, были чудесно обретены его нетленные мощи и, по завещанию святого, перенесены на место его подвигов, где и положены были под спудом, в могилу, на пожарище бывшего монастырского храма. После водворения здесь святых мощей монастырь начал восстанавливаться. В 1690 году над могилой преподобного был вновь построен Спасо-Преображенский храм, в котором поставлена рака, увенчанная сенью. Уже в те времена начинается паломничество к мощам преподобного, молитва которого перед Престолом Божиим о приходящих приносит многую духовную пользу. Монастырские строения в большинстве сохранились исправными еще до 1788 года, когда все сгорело от "случайного" пожара. В том же году усердием прихожан над захоронением мощей преподобного Антония возводится новый каменный Спасо-Преображенский храм с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Антония Леохновского, сохранившийся доныне, но в перестроенном виде. В 1829 году по благословению Новгородского митрополита Серафима прежде устроенная при храме колокольня была разобрана и построена новая, трехъярусная надвратная, в классическом стиле, по проекту столичного архитектора. С двух сторон колокольни пристроено было по комнате, которые использовались как сторожка и гостиница для приезжих богомольцев. Глину для кирпича добывали неподалеку в овраге, перед закладкой в формы для обжига ее тщательно вымешивали руками, как тесто. Кладку вели особым рисунком на известковом растворе с кирпичной крошкой для большей крепости. Для деревни постройка была невиданная. Как архитектурное произведение колокольня представляла собой один из лучших образцов строгого классического стиля начала XIX века. По замыслу строителей леохновские колокола должны были быть слышны во всех приходах благочиния, то есть за 20 верст от Леохново. Большой колокол из сплава с большим содержанием серебра весом 106 пудов, как вспоминают, был хорошо слышен и в Старой Руссе, до которой также 20 верст. Кроме него колокольня была оснащена колоколами в 20 пудов, 10 пудов и пятью малыми. В праздники звонницы окрестных церквей по традиции перезванивались с леохновской. Для окрестных жителей колокольня служила маяком церковной жизни. Находясь на несколько возвышенном месте и имея своего росту 35 метров с крестом, она была видна издалека через луга и пашни. Рассказывают, что когда ударяли в большой колокол, то даже в дальних деревнях прихода, за 5-6 километров, звук был такой, как будто бы звонят над крышами домов. Спать долго было невозможно, даже самые ленивые, крестясь, вставали к молитве и дневным заботам. Однажды большой колокол дал трещину. Горе для прихожан было неутешное. Решено было немедля отправить колокол на переплавку. На веревках, с предосторожностями, при большом стечении народа опустили колокол на землю. Но как везти его дальше? Помогла природная смекалка. В одной из деревень стоял тогда льнозавод, а в нем паровая машина от настоящего паровоза. Ненужные паровозные оси с колесами лежали поодаль, заросшие травой. Тут они и пригодились: из них устроена была телега, на которую водрузили опущенный колокол. Тянуть телегу собралось множество народу – и старый, и малый пришли со своими веревками, кто с короткой, кто с длинной, впряглись, и... телега побежала по мощеной дороге как бы сама собой – так легко было тянуть. Так тянули 8 километров до станции Перетерка бывшей тогда железной дороги Новгород – Старая Русса, оттуда его отправили в Валдай. Когда колокол был перелит и доставлен обратно, стали всем миром поднимать. Несколько веревок тянули больше ста человек. Но случилось непредвиденное: при подъеме оборвалась одна из веревок, и колокол рухнул вниз на мостовую. От края при ударе откололся кусочек. Все обмерли. Настоятель храма, помолясь, благословил приподнять и ударить в край молотом – раздался мощный ровный гул. Пронесся вздох облегчения, колокол звонил! Но все же подъем отложили на завтра. Утром после Божественной Литургии и святого причастия колокол был поднят с легкостью, хотя народу собралось и меньше вчерашнего. Было это в 1920-е годы. В середине 30-х годов по распоряжению властей большие колокола были сняты с колокольни и отправлены в Новгород на переплавку "для нужд рабоче-крестьянского государства". Когда сбрасывали самый большой колокол, он зарылся глубоко в землю, пришлось откапывать лопатами. Колокола разбивали кувалдами и везли на подводах осколки на ту же станцию Перетерка. Железный язык большого колокола в рост человека еще долго лежал в траве, пока не был сдан в металлолом. В 1937 году многие активные прихожане пострадали за веру, настоятель храма протоиерей Владимир Семеновский был расстрелян. В следующем году по решению властей храм был закрыт и переоборудован под клуб. Разорение церкви сопровождалось грозными знамениями от преподобного Антония. Клубная жизнь, однако, не удалась, почти никто туда не ходил, боялись кощунства. В 1941 году во время военных действий колокольня использовалась как наблюдательный пункт. После установления немецкой оккупационной власти прихожане обратились с просьбой отремонтировать храм и использовать его по назначению. Разрешение было получено. Храм как могли отремонтировали, и во время войны бывали Богослужения, приглашали священников из других окрестных церквей, которые не успели закрыть перед войной. После войны вновь была зарегистрирована церковная двадцатка, и храм так и остался за верующими. Окрестности вновь огласились звоном немногих уцелевших колоколов, повешенных на сильно побитой, без купола, колокольне. Однако после несчастного случая – зимой упал и сильно разбился на обледеневшей лестнице престарелый звонарь, – колокола пришлось снять и устроить около храма небольшую, под навесом, звонницу. С тех пор так и стояла руина – колокольня, поросшая кустами и травой, служа гнездовьем для множества галок. Поворот в судьбе леохновской церкви произошел вскоре после восстановления Новгородской святительской кафедры и назначения на нее епископа Льва. Посетив однажды Леохновский приход, Его Преосвященство нашел храм хотя и действующим, но находящимся в аварийном состоянии, жилье и хозяйство – в полном разорении и запустении. С полуразрушенной колокольни падали кирпичи. Приход составляли человек 40 верующих преклонного возраста. Озабоченный плачевным состоянием святыни, владыка благословил начать работы по восстановлению церковного жилья и хозяйства. В 1991 году был расчищен участок леса напротив колокольни и построен первый жилой дом. На первых порах в строительстве помогло Старорусское благочиние. В дальнейшем у обители появились благотворители в самых разных концах России. Среди них небольшую постоянную поддержку оказывает местный уроженец, внук бывшего старосты леохновской церкви. Милостью Божией удалось подвести к церкви новую электрическую линию, построить второй жилой дом, хозяйственные постройки, скважину водоснабжения. Церкви передано 14 гектаров окружающей земли, на приходе появились по благословению владыки трактор и легковой автомобиль, оказавшие неоценимую помощь в приходских делах. Многолюдными вновь стали праздники в честь преподобного Антония, на которых неизменно служит Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Лев, архиепископ Великого Новгорода и Старорусский, преподавая свое святительское благословение на совершаемые труды. Все эти годы в мечтах оставалось восстановление из руин колокольни. Глаза не раз изучали архитектурные детали, с трудом угадываемые, почти утраченные от времени, а в душе не прекращалась молитва: “Господи, помоги”. И дело подспудно готовилось. В 1993 году сотрудницей новгородского музея Л. А. Секретарь было проведено историко-архитектурное исследование о бывшем монастыре и сохранившихся храме и колокольне. В 1996 году группой архитекторов под руководством Н. Н. Кузьминой был выполнен проект реставрации колокольни. В 1997 году удалось начать серьезные работы: расчистить завалы у западной стены, заделать огромную брешь в стене и отремонтировать сильно разрушенную пристройку. Одновременно работы велись в храме. Перед началом работ в мае месяце над храмом и колокольней долго стояла грандиозная радуга, как знамение завета Божия (Быт. 9, 12-17): да не будет более истребления и разрушения. В следующем 1998 году были завершены работы на первом ярусе: восстановлены портики, украшающие арочный проезд, восточная пристройка, наведены крыши, кропотливым трудом отремонтированы цоколь, кирпичная кладка стен, испещренная выбоинами от взрывов, в пристройках оборудованы жилые помещения, готовые принять паломников. В 1999 году уже просто необходимо стало отремонтировать второй и третий ярусы, чтобы уберечь сделанное от разрушения падающих сверху кирпичей. Но найти строителей на эти работы оказалось непросто. Работы показались многим слишком сложными из-за высоты и опасными. Но молитвами преподобного Антония, за несколько дней до праздника перенесения его святых мощей, который праздновался 23 июля, при посредничестве епархии вдруг нашлись опытные люди, приступившие к возведению строительных лесов. Ремонт продолжался более трех месяцев, и 27 октября, за три дня до празднования памяти преподобного, после освящения креста, на колокольню был водружен купол при помощи гигантского подъемного крана, принадлежащего заводу "Акрон". Кран был предоставлен по особому ходатайству архиепископа Льва. Перед подъемом служили молебен. Когда купол был поднят наверх, восемь крепежных узлов сразу встали на свои места на удивление всем работавшим. Дело завершилось в считанные минуты. Еще колокольня стоит в лесах, ожидая отделочных работ, еще на Урале отливают для нее колокола попечением директора завода "Старорусприбор" А. Б. Кузнецова, а прихожане из окрестных деревень уже с энтузиазмом рассказывают, что крест теперь виден издалека над лесом, теперь всегда есть куда перекреститься, прося у Господа милости. Деревенские мужики, прежде неохотно помогавшие храму, теперь говорят: "Вы только попросите, что надо для церкви, – все сделаем". Уже несколько раз приходили на службу гурьбой дети из дальней деревни, которых редко увидишь в храме, исповедовались, причастились, после службы пили чай с пирогами в отремонтированной пристройке колокольни, а потом лазили наверх, туда, где будут висеть колокола, оттуда далеко видно и немножко страшно. Несколько лет уже по новой асфальтированной дороге приезжают в Леохново паломники из разных мест – помолиться у мощей преподобного Антония, приезжают со своими бедами, болезнями, печалями. Многие из них уезжают отсюда умиротворенные и утешенные. Не раз мы узнавали о происшедших у святых мощей чудесных исцелениях и обращениях людей к Богу. Некоторые наведываются сюда снова и снова, рассказывают о помощи, полученной ими по молитвам святого. Теперь, как и прежде, угодник Божий покрывает всех своей любовию и ходатайствует о нас перед Всемогущим Богом. Но самое большое чудо, происходящее в Леохново по молитвам преподобного Антония, это возрождение его святой обители, которая служила и будет служить людям для их спасения.
Настоятель Спасо-Преображенской церкви,священник Александр МУРИНСОН, с. Леохново. (газета “Новгородские епархиальные ведомости” № 3, март 2000 г.) |
|