«…И СТВОРИ МОНАСТЫРЬ ВО РУСЕ
МАРТИРИЙ ИГУМЕН ВО ИМЯ СВЯТОГО
ПРЕОБРАЖЕНИЯ…»
Среди монастырей
новгородской земли Спасо-Преображенский
старорусскийпринадлежит
к древнейшим обителям. Он – ровесник
одного из самых одного из самых
почитаемых новгородцами Хутынского
монастыря. В 1192 г. на берегу Волхова инок
Варлаам построил храм во имя
Преображения Господня, и в тот же год
другой инок Мартирий «…в Русе срубиша
церковь на острове во имя святого
Преображения, и створи монастырь: и
бысть прибежище крестьянам» (т. е.
христианам). Островок среди густого леса,
выбранный для будущего монастыря,
омывался рекой Полистью, р. Порусьей с
Алабушевым протоком и соляным ручейком
Войе. Срубленный Мартирием храм был
освящен в праздник Успения Пресвятой
Богородицы владыкой новгородским,
архиепископом Григорием. Тогда же
строитель Спасо-Преображенской церкви
был наречен игуменом.
Вид с нового моста на Спасо -Преображенский
монастырь.
Е. Котляр
Через год после освящения
храма архиепископом Григорий скончался.
Среди трех претендентов на владычное
место был назван и игумен Мартирий. По
воле Божьей был вытянут жребий именно с
его именем.
Первый же год святительства
Мартирия ознаменовался страшными
бедствиями: вначале пожар выжег Ладогу,
перед успением, в августе опустошил
Руссу и две недели горел Новгород. Тогда
сгорела и деревянная церковь
Преображения.
Святитель Мартирий отмечен в
летописи как ревностный строитель новых
храмов и монастырей. В 1198 г. Мартирий
приступил к сооружению в Старой Руссе на
месте сгоревшего деревянного храма
нового каменного. Его постройка,
согласно летописи, была начата 21 мая, а
окончена 31 июля. 15 августа 1198 г. он был
освящен в праздник Успения Богородицы,
как и первая, сгоревшая церковь.
Летопись сохранила слова молитвы,
произнесенные владыкой Мартирием при
освящении храма: «Господи Боже, призри
иноки и виждь винограда своего и сверши
его, насади десница твоя, и призри на
церковь сию юже созда раб твой
архиепископ Мартирий во имя святого
твоего Преображения, да аще кто
помолится в церкви сей с верою, и услыши
молитву его, отпусти грехи его молитвами
Святой Богородицы и всех твоих святых.
Аминь». В 1199 г. храм Преображения был
украшен «стенным писанием».
Основанная Мартирием на
берегу Полисти обитель не избежала всех
испытаний, приходивших на новгородскую
землю в разные времена. Первая половина XIII
в. ознаменовалась несколькими набегами
литовцев, которые не щадили ни людей, ни
святынь. Особенно жестоким был набег 1234
г., когда они «явились внезапно под
стенами Ст. Руссы, и овладев городом.
Разграбили городские церкви и Спасо-Преображенский
монастырь, в церкви которого произвели
жесточайшее опустошение, ободрав ризы
на святых иконах и престол». Тогда же
были убиты четыре инока, не успевшие
скрыться вместе с остальными. Но
несмотря на нес разорения и бедствия,
монастырь возобновлялся«усердием и благочестием старорусских
жителей». Никаких сведений о
настоятелях-преемниках игумена
Мартирия монастырские летописи не дают.
Спасо -Преображенский
монастырь
К середине XV в. каменный храм
Преображения Господня, сооруженный
Мартирием, обветшал, и новгородский
святитель Евфимий в 1442 г. распорядился
его разобрать, чтобы строить новый. Как
рассказывает летописец, «Совершена
бысть церковьСпаса
Преображения в Русе в лета 1442,
семптеврия месяца в 13 день: в тот же день
нрнсха из Новгорода архиепископ Евфимнй,и повелел быти бдению всенощному
Господьского ради праздника и облечеся
во вся священные одежды и с ним собор
Святыя Софии и повелел Русским игуменом
к попом с собою службу служити: и освящи
ю сам на праздник Воздвижении Честного
Креста и святую Литургию совершил,
веселяшеся блаженный душею и сердцем,
взирая на храм Святого Спаса и видя
своего дела начаток. добре совершен,
еже устроив себе память вечную и на оставлении
грехов и всем христианом прибежище и радость
и веселие».
Монастырскиелетописи XV—XVI вв. тоже не сохранились,
но известно как пострадал монастырь во
время шведского нашествия вСмутное
время: «В 1611— 17 гг. в несчастную годину
Самозванцев и междуцарствия, когда
город Ст. Русса был занят войсками
шведского воеводы Понтуса Делагарди,
монастырь был разорен шведами и дворы
около него сожжены». По подробной
описи Ст. Руссы, составленной в 1625 г. боярином
Александром Чоглоковым и дьяком
Добрыней Семеновым по повелению царя
Михаила Федоровича в монастыре
зафиксированы 3 храма: Преображения
Господня — каменный, Рождества
Христова — каменный и Сретения Господня
— деревянный, а «на колокольнице было 6
колоколов».
В 1626 г. по прошению игумена
Авраамия с братией, царь Михаил
Федорович дал монастырю жалованную
грамоту на вотчины,рыбные
ловли и всякие угодья, взамен утерянных
и погибших прежних грамот.
Спасо -Преображенский
монастырь.
А.Н. Константинов
Монастырские события XVII—XIX
вв. и деятельность настоятелей Спасо-Преображенской
обители точно зафиксированы
монастырскойлетописью. При игумене Иосифе в 1630 г.
построена каменная трехъярусная
колокольня и каменная церковь Сретения
Господня с трапезой и братскими
кельями.
В 1639 г. при настоятеле Тихоне
царской грамотой было разрешено братии
монастыря ловить рыбу в озере Ильмень и
приставать к деревне Ужин.
В 1649 г. игумен Филарет получил
подтвердительную грамоту от царя
Алексея Михайловича на владение
монастырскими вотчинами, рыбными
ловлями и всякими угодьями, данными
Михаилом Федоровичем. А через 6 лет, в 1655
г. грамотой царя Алексея Михайловича
монастырь был приписан к Валдайскому
Иверскому монастырю и только в 1661 г.
снова получил самостоятельность. К
концу XVII в. обитель имела более 32
деревень с землями, населенными 2000
крестьян. В начале XVIII в. к Спасо-Преображенскому
монастырю отошли земли упраздненных
монастырей Кречева и Козьмодемьянского,
а в начале XVIII в. — Леохновского. Игумены
Спасского монастыря с 1702 г. возводились
в архимандричий сан.
В 1764 г. по указу Екатерины II
Спасо-Преображенский монастырь был
возведен в 3 класс с игуменским
настоятельством. Имущество
приписанных ранее, а теперь
упраздненных полностью трех
монастырей, перешло в Спасскую обитель.
В 1786 г. игумену Герману было
разрешено строить новые каменные кельи
для настоятеля и братии вместо прежних
ветхих, деревянных.
Большие строительные и
ремонтные работы производились в
монастыре в начале XIX века: была построена
новая каменная братская трапеза со
службами близ Сретенской церкви, заново
расписаны стены соборной церкви
Преображения Господня. В нижнем этаже
этого храма в 1803 г. была устроена
церковь во имя преп. Варлаама Хутынского
и Нила Столобенского, впоследствии
переименованная в честь иконы Казанской
Божией Матери. С 1804 г. в монастыре была
восстановлена архимандрия.
В 1805 г. монастырь получил в
дар от Новгородского Софийского собора
«для благолепия и украшения святой
обители» части мощей святых Угодников
Божиих числом 50, в т. ч. новгородских
святителей Никиты, Иоанна, Моисея, преп.
Антония Римлянина, апостола Андрея
Первозванного, священномучеников
Георгия, Варвары, Параскевы, св. Николая,
архиепископа Мирликийского, св. Стефана
Пермского, преп. Алексия человека
Божьего, св. Иакова Боровичского. Эта
святыня была отправлена из Новгорода в
Старую Руссу викарием новгородским и
старорусским Евгением (Болховитиновым).
Везли ее водным путем по озере ильмень в
сопровождении архимандрита Спасского
монастыря Моисея.
Спасо -Преображенский
монастырь.
фото начала 20 века
С 1807 г. по благословению
преосвященного Евгения было
установлено: в первое воскресенье после
праздника Воздвижения Честного Креста
Господня обносить вокруг монастыря св.
мощи с крестным ходом.
Настоятелем Моисеем были
устроены в монастыре и каменные святые
ворота с восьмиугольной башней, в
которой располагалась церковь Всех
Святых. Преемник Моисея, архимандрит
Дионисий выстроил в 1816 г. вокруг
монастыря вместо деревянной каменную
ограду. Он же в 1818 г. надстроил 4-й ярус на
колокольне. В семи пролетах 4-го яруса
были помещены колокола.
Во втором ярусе колокольни
размещалась ризница и монастырская
библиотека.
В 1821 г. архимандритом
Дионисием был выстроен 2-этажный
настоятельский корпус.
Происходившие в монастыре
перемены и строительство новых зданий
способствовали возведению монастыря
во 2-й класс (1830) с увеличением штатного
положения (монашествующих — 12 человек,
послушников — 5, служителей — 17). При
этом было разрешено «богослужение на
коврах, при открытых царских вратах, во
все время Божественной Литургии до
причастного стиха».
В 1835 г. была перестроена ц.
Рождества Христова, сооруженная по
описи в 1620 г., одновременно с колокольней.
В нижнем этаже этого храма, судя по монастырским
архивным документам, первоначально находился
теплый подвал и слесарная (до сер. XVIII в.), а затем хранилось казенное
вино. Архимандрит Антоний превратил это
помещение в церковь во имя св. бессеребренников
и чудотворцев Косьмы и Дамиана. Уже в
конце XIX
века (1891 г.) церковь эта, пришедшая в
совершенный упадок, была упразднена. В
1893 г. церковь рождества Христова была
переведена Старорусскому Духовному
училищу и переименована в честь св.
Кирилла и Мефодия, первоучителей
славянских.
С паперти Рождественского
храма деревянное крыльцо вело в
Сретенскую церковь. По преданию, она была
выстроена на месте погребения 4-х
иноков обители, убитых литовцами в 1234 г.В ее подцерковье архимандритом
Антонием в 1836 году была устроена церковь
в честь иконы Старорусской Божией
Матери. Здесь была помещена копия
Старорусской святыни, присланная из
Тихвина в 1835 году.
Когда рушане, наконец,
добились в 1888 году возвращения своей
святыни в родной город, было предпринято
строительство нового большого собора в
честь чудотворнойСтарорусской иконы с 2-мя престолами:
Старорусской иконы Божией Матери и св.
благоверного равноапостольного князя
Владимира.
Икона прибыла и Старую Руссу
после 300-летнего отсутствия 18 сентября.
Святыню встречал крестный ход из собора
и всех городских церквей в с. Нагово, а затем
в черте города — второй крестный ход из
монастыря,сопровождавшийся
многочисленнымдуховенством
но главе с бывшим епископом
старорусским преосв. Владимиром.Святыню поместили в Спасо-Преображенском
храме. Сейчас этот день (1 октября н. с.)
стал большим общегородским праздником
— Днем города.
В 1889 г. епархиальное
начальство разрешило ежегодно
обносить чудотворную икону
Старорусской Божией Матери вокруг
города в дни особых праздников вместе с
другими иконами.
В 1892 г. по ходатайству
городского Головы и граждан Ст. Руссы
Спасо-Преображенский монастырь был
возведен в 1-й класс. 6 августа в храмовый
праздник Преображениясостоялось торжественное празднование
700-летия монастыря. Для участи в нем
прибыл из Петербурга преосвященный
Никандр, епископ Нарвский.
Через три недели, 31 августа,
состоялось освящение нового храма в
честь Чудотворной Старорусской иконы в
котором участвовали архимандриты
новгородских монастырей Антониева и
Сковородского, присутствовал
новгородский губернатор Мосолов. 18
сентября в этом же храме был освящен
второй престол и придел в честь св.
равноапостольного кн. Владимира. В
освящении участвовал о. Иоанн
Кронштадтский.
Чудотворная икона помещалась
под особой сенью на стене. Ее украшала
риза, описанная в монастырской летописи
так: «Убрус низа средним и мелким
жемчугом с каменьями, в убрусе 2 большие
жемчужины; по разным местам убруса – 2
крупных жемчужины; звездочка из 5
алмазов с 4-мя яхонтами и прорезная
бровка из мелких и средних бриллиантов; 2
бирюзы, осыпанные алмазными искрами;
нитка из 17 бриллиантовых гнезд средней
величины, осыпанных бриллиантовыми
розами и алмазными искрами. Весу серебра
в ризе – 3 пуда 33 фунта и 73 золотника…».
Летопись монастыря,
составленная в конце XIX
века ризничным иеромонахом Сергием,
содержит подробные известия обо всех
производившихся ремонтах монастырских
построек, поновлениях в храмах и
возведении новых строений. Это дает
возможность мысленно представить, как
выглядела обитель в то время:
настоятельский и братский каменные
двухэтажные корпуса, каменный
одноэтажный корпус с кельями и
просфорней; полукаменный двухэтажный,
где до 1893 г. помещалась братская трапеза,
а позже – другие служебные помещения.
Хозяйственные службы
монастыря включали каменный погреб,
конюшню-хлев для коров, сарай для
экипажей, хлебный амбар, дровяной сарай,
каменную баню, колодец. Монастырь был
окружен каменной оградой с тремя
воротами. В городе у Александровского
моста находилась монастырская часовня
св. Александра Невского в память
мученической кончины императора
Александра II.
Другая часовня была в монастыре – в
память смерти императора Александра I.
Монастырский архив помещался
в особом отделении ризницы и хранил
документы с 1625 г. Среди редких и старых
книг отмечены: Требник Петра Могилы,
печатанный в Киеве в 1646 г., Житие преп.
Варлаама и Исаафа 1681 г., три книги
поучений иеромонаха Симеона Полоцкого,
изданные в Москве в 1681 г., Евангелие,
напечатанное в Москве в 1644 г. при царе
Михаиле Федоровиче, и другие. По
монастырской описи 1918 г. библиотека
старорусского монастыря насчитывала 728
книг.
Не забыты монастырским
летописцем и имена жертвователей,
вкладывавших в монастырь в разные годы
земли, деньги, завещавших монастырю
разные строения и даривших богатую
церковную утварь. Среди них – великие
князья Владимир и Алексей Александрович,
императрица Мария Александровна,
графиня Анна Алексеевна Орлова,
старорусские и петербургские купцы:
Иван Сущецкий, Иван Ветошкин, Анисья
Лебедева, Наталья Зуева, петербургский
фабрикант Верховцев. Для возвращения
Старорусской иконы из Тихвина многое
было сделано жителем Старой Руссы И. Д.
Антоновым, похороненным у ограды на
монастырском кладбище.
Особым почитанием
пользовалась могила старорусского
мещанина Федора Федоровича Кожевникова,
прозванного в народе «блаженным» (она
находилась между алтарями Спасо-Преображенского
собора и Рождественской церкви).
Серди старых монастырских
традиций особое место занимали крестные
ходы, существовавшие с древности в
особые дни и праздники из городского собора
и др. церквей в монастырь и обратно: в
день Преображения Господня (6 августа),Казанской иконы Божьей Матери (8 июля)
и в праздник обнесения вокруг
монастыря частиц мощей св. Угодников
Божьих и другие.
В 1706 г. в Новгороде митрополит
Иов открыл первое духовное училище во
главе с братьями Лихудами, а вслед за ним
— 14 славянских грамматических школ по
уездным городам епархии. Одна из них
находилась в Ст. Руссе. В конце 20-х гг.
XVIII в. все эти школы были упразднены.
Только в 1780 гг. митрополит Гавриил
учреждает новые духовные школы в 5 городах
новгородской епархии: Ст. Руссе, Тихвине,
Валдае, Боровичах и Новгороде. Старорусское
училищеразмещалось
в Спасо-Преображенском монастыре, о чем
свидетельствует рапорт игумена
Германа преосв. Гавриилу в 1781 г.
Деятельность этой школы встретила много
препятствий и только в 1805 г. было
формально вновь учреждено Старорусское
духовное училище, где преподавалось 9
предметов и ученики были разделены надва разряда(класса).
Учителями были священнослужители и
семинаристы.
До 1823 г. училище помещалось в
братских кельях и только в 1829 г. ректором
архимандритом Дионисием был построен
специальный корпус. С середины XIX в. было
образовано 3 отделения (класса). В
основном, учились дети духовенства
Старорусского и Демянского уездов.
Училище существовало до 1918 г.
По ведомости 1918 г. в монастыре
было 16 монашествующих, 1 послушник, 2 чел.,проживающих по паспортам.
Наместником являлся 60-летний иеромонах
Макарий, принявший постриг в
Сковородском монастыре.
В начале 20-х годов монастырь
был закрыт. Уже после войны в 1962—65 гг.
производилась архитектурная
реставрация Спасо-Преображенского
собора (архитектор Т. В. Гладенко), и он
был восстановлен в формах XVII в. С 1967 г.
здесь разместиласьархеологическая экспозицияСтарорусского краеведческого музея.В ц. Сретения после реставрации
открылась картинная галерея.На месте храма старорусской
иконы Божией Матери находится дом
культуры.
О святынях монастыря остались
лишь свидетельства документов, да
воспоминания старорусских старожилов.
Чудотворная икона Старорусской Божией
Матери находится в ц. Георгия. Там же —
ковчег с остатками мощей Св. Угодников
Божиих.
Н. ЖЕРВЭ,С.-Петербург
Из журнала «София»
Старорусский Спасо-Преображенский
монастырь
Спасо-Преображенский
монастырь, занимающий скромное место в
ряду русских обителей в августе
текущего 1892 года празднует симисотлетие
своего существования. Мало сохранилось
о нем исторических сведений, но
насколько сохранилось, судьба его часто
изменялась. Не раз подвергался
опустошению, даже совершенному
разорению, то от пожаров, то от набегов
литовцев, то от шведов в смутное время
отечества. И, несмотря на все такие
перемены, опустошения, разорения, онникогда не переставал существовать
в течение семи веков, между тем как
множество других монастырей,
возникавших прежде и после него, давно
прекратили свое существование и
остаются известными только по имени.
Основание Старорусскому
Спасо-Преображенскому монастырю
положено в конце XI
века при новгородском князе Ярославе
Владимировиче, внуке Мстислава Великого
и правнуке Мономаха, и владыке
новгородском архиепископе Григории,
брате святого архиепископа Иоанна.
Основателем его и первым игуменом был
священноинок Мартирий, по сказанию I
Новгородской летописи, уроженец Старой
Руссы. В 1192 г. он построил деревянную
церковь во имя Преображения Господня,
которую в том же году на празднике
Успения Пресвятой Богородицы освятил св.
Григорий, архиепископ новгородский, и
назвал монастырем. О построении этой
церкви в новгородском летописце под 6700
годом сказано «В то же лето в Русе
срубиша церковь на острове Мартирий
игумен во имя святого Преображения, и
створи монастырь: и бысть прибежище
крестьянам».
В следующем году основатель
обители, преподобный игумен Мартирий, по
кончине святителя Григория вступил на
новгородскую святительскую кафедру,
будучи избран жребием, который вынул
слепец из жребиев, положенных по решению
веча на престол св. Софии. Посвятившись в
Киеве, св. архиепископ Мартирий прибыл в
Новгород в январе 1194 года. Между тем,
старорусскую обитель посетило
несчастие: в ней сгорела деревянная
церковь, устроенная основателем. В 1196
году св. архиепископ Мартирий вместо
сгоревшего деревянного храма построил
новый каменный, который и освятил в день
праздника Успения Пресвятой Богородицы,
т. е. в тот же день, в который была
освящена и первая церковь. При освящении
этого храма св. архиепископ Мартирий
произнес следеющую достопамятную
молитву: «Господи Боже, призри с небес и
виждь, и посети виноград Свой и соверши,
его же насади десница Твоя, и призри на
церковь сию юже создах раб Твой,
архиепископ Мартирий, во имя святого
твоего Преображения, да аще кто
помолится в церкви сей с верою, то услыши
молитву его и отпусти грехи его
молитвами Пресвятой Богородицы и всех
святых Твоих. Аминь». Св. архиепископ
Мартирий по освящении храма
Преображения Господня радовался тою же
свыше вдохновенною радостью и молился
Господу также пламенно, как некогда
равноапостольный князь Владимир по
освящении храма Рождества Пресвятой
Богородицы в Киеве, или как Соломон по
освящении храма Иерусалимского, «и
веселяшеся блаженный душею и телом»,
говорит современный летописец, «устроил
себе память вечную всем крестьянам (христианам)
честный монастырь». Св. архиепископ
Мартирий после шестилетнего управления
новгородскою паствою на пути из
Владимира, куда он ездил с посадником к
великому князю Всеволоду, скончался на
берегу озера Селигера 24 августа 1199 года;
тело его было привезено в Новгород и
положено в притворе св. Софии,
называемом Мартириевским, или златым.
Преемник его, архиепископ Митрофан, в
том же 1199 году украсил «владычню церковь
Св. Спаса» в старорусском монастыре
стенною иконописью. Недолго, впрочем,
новая обитель старорусская
наслаждалась своим благоденствием. В
первой половине XIII
столетия враждебные русской земле и
жадные к добыче литовцы на раз
вторгались в Новгородскую область с
огнем и мечем. В один из таких набегов,
именно в 1234 году, когда захваченные
неожиданно жители должны были скрыться
в леса и болота для избежания смерти,
старорусский монастырь ограбили,
церковь, иконы и св. престол ободрали и
свои святотатственные руки обагрили
невинной кровью четырех иноков обители
сей.
По прошествии 200 с лишком лет
каменный храм Преображения Господня,
сооруженный св. архиепископом Мартирием,
отвремени и от разорения литовцев
совершенно обветшал и грозил падением. В
1442 году архиепископ новгородский св.
Евфимий (св. мощи которого почивают
новгородском Бяжищском монастыре) храм
этот разобрал и на прежнем основании,
при содействии новгородских и
старорусских граждан, воздвиг новый
каменный, гораздо выше прежнего, при
князе Василии Васильевиче Темном и
украсил его иконописью.
В начале XVII
столетия, в несчастную годину
самозванцев и междуцарствования,
старорусский монастырь был свидетелем и
участником страданий земли русской.
Шведы в то время не раз опустошали его.
Через восемь лет после возвращения г.
Старой Руссы из-под шведского
владычества, по произведенной подробной
описи г. Старой Руссы боярином
Александром Чоглоковым, оказалось, что
Спасский монастырь на посаде разорен и
дворы около него выжжены.
После шведского разорения,
старанием и усердием игумена Авраамия в
1628 году была возобновлена церковь
Преображения Господня с устройством к
ней вместо деревянной каменной паперти.
В 1630 году была построена каменная в три
яруса колокольня и, вместо деревянных,
каменные церкви Рождества Христова и
Сретения Господня. Родоначальник
царствующего дома благочестивый царь
Михаил Федорович в 1623 году по прошению
игумена Авраамия с братиею, дал
монастырю жалованную грамоту на
владение деревнею Выстракиным в
Петровском погосте Старорусского уезда.
В 1627 году, по прошению того же игумена
Авраамия с братиею, царем Михаилом
Федоровичем была дана жалованная
грамота на монастырскую вотчину, рыбные
ловли и всякие угодья взамен грамот
прежних государей и великих князей,
утерянных в смутное время вместе с
монастырской казной. В 1639 году царскою
грамотой дозволено было братии
старорусского монастыря ловить рыбу в
озере Ильмене и приставать к деревне
Ужину. Цари Иоанн и Петр Алексеевич
именным указом (1689 г.) пожаловали
монастырю между прочими угодьями в
озере Ильмене две вежи рыбной ловли в
вечное владение безоброчно. В конце XVII
и начале XVIII
века Старорусский Спасо-Преображенский
монастырь по своим земельным владениям
мог считаться в ряду богатых монастырей.
Но с 1764года он,
как и многиедругие
монастыри, лишился своих вотчин, а
следовательно, и главных средств к
существованию.
Испытав в течение семисот лет
много превратностей, Старорусский Спасо-Преображенский
монастырь в последнюю пору начал
клониться к упадку. Но всеуправляющий
промысел Божий и заступление небесного
покровителя святителя Мартирия,
основавшего обитель на прибежище
христианам, уготовали новый путь к его
возрождению и возобновлению. В 1888 году с
высочайшего соизволения и
благословения святейшего синода
перенесена в сей монастырь из г. Тихвина
исконная древняя святыня г. Старой Руссы
– чудотворный образ Старорусской
Божией Матери, привлекающий ныне
множество богомольцев как из города, так
и из других мест.
По древности и историческому
значению первое место между церквами
церквами в Старорусском монастыре
занимает собор в честь славного
Преображения Господня, построенный в 1442
году св. Евфимием, архиепископом
новгородским на основании прежнего
храма, сооруженного в 1196 г. основателем
обители св. архиепископом Мартирием.
Второй храм в монастыре, в честь
Рождества Христова, находится на
северной стороне Преображенского
собора, с которым соединяются ризничною
палаткою. Третив храм, в честь Сретения
Господня, соединятся с
христорождественским каменною папертью.
Оба последних храма построены около 1630
года вместо деревянных церквей,
существовавших при переписи г. Старой
Руссы в 1625 году. Четвертый храм, вновь
устроенный в честь чудотворной иконы
Старорусской Божией Матери, находится
на юго-восток от Преображенского собора.
Сооружение сего храма начато в 1889 году
архимандритом Мардарием, а окончено
нынешним настоятелем архимандритом
Мелетием. 31 августа текущего года иметь
быть совершено освящение сего храма
преосвященным Антонием, епископом
старорусским.
Первую святыню и драгоценное
сокровище не только для Старорусской
обители и г. Старой Руссы, но и для всей
окрестности составляет чудотворная
икона Старорусской Божией Матери,
священное достояние и исконная святыня
г. Старой Руссы. По преданию, святая
икона была перенесена в г. Старую Руссу
из Греции в конце десятого века по
рождестве Христовом и находилась здесь
до 1570 года. Около этого времени в
пределах г. Тихвина открылось моровое
поветрие. Скорбящие жители обратились с
горячей молитвой к скорой в беде
Заступнице, и молитва их была услышана.
По воле самой Царицы небесной из Старой
Руссы в Тихвин была перенесена
Старорусская чудотворная икона Божией
Матери, и моровое поветрие вскоре
прекратилось. Святая икона с того
времени оставалась в Тихвине, в
тихвинском Большом Богородицком
монастыре, где и находилась более трех
столетий. В конце прошлого века у
старорусских граждан пробудилось
желание возвратить свою святыню,
чудотворный образ Старорусской
Богоматери. Начиная с 1805 года граждане г.
Старой Руссы неоднократно
ходатайствовали о возвращении св. иконы,
но ходатайство их оставалось
безуспешным до 1888 года. В сем году
святейший правительствующий синод
благословил и благочестивый государь
Александр Александрович утвердил
возвратить Старорусскую чудотворную
икону Божией Матери на место прежнего ее
пребывания. Чудотворная икона Божией
Матери старорусскими гражданами была
поднята из Тихвина 31 августа 1888 г. и на
всем пути от Тихвина до Старой Руссы, при
неумолкаемом пении «Пресвятая
Богородица, спаси нас!», была несена ими
на руках при участии и сопровождении
многих тысяч поклонников. Семнадцатого
сентября чудотворная икона Божией
Матери была внесена в г. старую Руссу и с
великим торжеством поставлена на
прежнем своем месте в Спасо-Преображенском
монастыре. Святая и чудотворная
Старорусская икона Божией Матери весьма
величественна: мерою она в длину 3 аршина
12 вершков, в ширину 2 аршина 15 вершков, на
ней богатая риза с драгоценными
украшениями; стоимость ризы постирается
до 12000 руб.
Кроме чудотворной иконы
Старорусской Божией Матери в
Старорусском Спасо-Преображенском
монастыре имеется еще другая
досточтимая святыня – ковчег с
пятьюдесятью частицами мощей св.
угодников Божиих, перенесенный сюда из
новгородского Софийского собора в 1805
году при архимандрите Моисее с
благословения митрополита Амвросия для
«благолепия и украшения св. обители». Из
священных предметов, хранящихся в
монастырской ризнице, замечательны
следующие: 1) Напрестольный
среброзлащенный крест со св. мощами,
устроенный в 1596 году. 2) Два Евангелия XVI
века, писанные полууставом. 3) Два
Евангелия печатных: одно 1627 года, а
другое 1649 года, пожертвованное
Варлаамом, митрополитом ростовским. 4)
Серебряное, литое кадило1641 года и 5),
нерукотворный образ Христа Спасителя,
по устному преданию, пожертвованный в
монастырь императором Петром Великим.
При учреждении монастырских
штатов в 1764 г. Старорусский монастырь
помещен был в число штатных
третьекласных. В 1830 году 15 марта, при
архимандрите Арсении, по
всеподданейшему докладу начальника
штаба генерал-адъютанта Клейнмихеля,
высочайше возведен во 2 класс с
увеличением штатного жалованья. В 1892 г.,
походатайству
Старорусского городского общества,
определением Святейшего синода от 10
января, возведен в первый класс. С самого
основания монастыря до 1798 года
настоятельство было игуменское с
промежутками строительского и
архимандритского. В 798 году учреждена в
нем архимандрия, и с того времени по
настоящее монастырь управляется
архимандритами. В 1805 году, по просьбе
граждан г. Старой Руссы, для церковного
благолепия и в отличие от самого
монастыря, Святейшим синодом дозволено
архимандриту Моисею и будущим по нем
настоятелям
Архимандрит Мелетий.
Должность настоятеля в
Старорусском монастыре занимает в
настоящее время Архимандрит Мелетий,
личность почтенная и замечательная во
многих отношениях. Архимандрит Мелетий,
уроженец Тамбовской губернии, начало
иноческой жизни полагал в Саровской
пустыни, в которой находился более
десяти лет; в шестидесятых годах был
перемещен в Новгородский Юрьев
монастырь, где сначала пострижен в
монашество, а потом постепенно
рукоположен в сан иеродиакона и
иеромонаха. По перемещении в 1873 году в
Свято-Троицкую Сергиеву пустынь, что под
Петербургом был неоднократно
командирован во флот для служения. В 1877
году назначен исправляющим должность
священника в седьмом военном госпитале,
с которым находился в составе войск
действующей армии, В Северной Болгарии,
в г. Рущуке. От комитета того госпиталя
за усердную службу и самопожертвование
во время тифозной эпидемии, как то:
посещение тифозных шатров, беседы с
больными и воодушевление служителей от
боязни заразиться, получил
одобрительный аттестат. В 1879 году по
желанию болгарского благотворительного
общества был командирован епархиальным
начальством в Восточную Румелию, в г.
Филиппополь, в качестве законоучителя
детей вновь основанного там приюта для
круглых сирот. По просьбе болгарских
архипастырей - экзарха Иосифа,
митрополитов Панарета филиппопольского,
и Серафима сливенского, и епископа
Гервасия левкийского, обучал
практически румельских священников
Богослужению по уставу и служебнику
русской церкви в продолжение лета 1880
года, в экзархийском доме, в монастыре «Св.
Петка», куда созывались священники по 50
человек в месяц. За особые услуги в деле
ухода за тифозными больными, в военно-временных
госпиталях и за содействие к
прекращению эпидемии в том же 1880 году
Всемилостивейше награждён синодальным
наперсным крестом.
В 1883 году назначен
настоятелем Череменецкого Иоанно-Богословского
монастыря СПб. Епархии. В 1884 году
возведён в сан игумена. За
благоустройство сей обители по отзыву
преосвященного Владимира, епископа
Нарвского, преподано было ему
высокопреосвященнейшим митрополитом
Исидором архипастырское благословение.
В марте 1891 года указом Святейшего синода
перемещён настоятелем Старорусского
монастыря с возведением в сан
архимандрита.
Несмотря на краткость
пребывания о. архимандрита Мелетия в
Старорусском монастыре, внешнее
благоустройство и внутренний порядок в
нем заметно улучшились. Отец
архимандрит установил чинное
богослужение в церкви, ввел необходимую
чистоту и приличие не только в
монастырских церквах, но и по всему
монастырю, развёл на монастырском дворе
куртины и клумбы с цветами, большинство
ветхих монастырских построек исправил,
для помещения богомольцев построил
гостиницу, начатый предместником его,
архимандритом Мардарием, великолепный
храм в честь Пресвятой Богородицы, во
имя чудотворной иконы ее, называемой
Старорусской, окончил и, наконец, против
нового храма в память семисотлетия
монастыря, построил св. ворота с
соответствующей надписью. При
многочисленных заботах и трудах по
устройству и управлению монастырем о.
архимандрит Мелетий находит еще время
заниматься поэзией. Так, к празднованию
семисотлетия монастыря, написано и
напечатано им стихотворение «Семисотлетие
первоклассного старорусского Спасо-Преображенского
монастыря». Несколько раньше «О
чудотворной иконе Божией Матери,
именуемой Старорусской». В бытность
настоятелем Череменецкого монстыря, о.
архимандритом издан сборник духовно-нравственных
стихотворений.