|
Путь к храму ХРАМ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ, ЧТО НА ПОРУСЬИ История храма святого Георгия таинственно благодатна и вместе с тем безыскусно проста. Своими корнями она уходит в глубокую древность. С незапамятных времен на его месте находилась церковь во имя Благовещения Пресвятой Деве Марии, служившей источником неизреченного света и благодати для жителей близлежащего конца города. Со временем ее строение пришло в ветхость, и она была разобрана к началу XV в. Вместо нее, как свидетельствуют летописи, по благословению настоятеля новогородского Юрьева монастыря архимандрита Варлаама в 1410 г. был возведен новый храм в честь великомученика Георгия. В воспоминание о прежде находившейся здесь церкви к нему, согласно издревле сложившемуся обычаю преемственности духовности и святости, одновременно пристраивают придел, именуемый Благовещенским. Храм св.великомученика Георгия. Фото Тихий светоч немеркнущей лампады, горевшей в храме, в прошлые века угасал лишь однажды - в начале XVIII столетия, когда в нем более 30 лет по неизвестным причинам не проводилось богослужение. По всей видимости, церковь Георгия Победоносца, пережившая годы великой Смуты в России столетием ранее и по воле Святого Провидения уцелевшая среди немногих старорусских храмов - когда город был полностью разорен иноземцами и сожжен ими дотла, постепенно к этому времени обветшала, грозя падением. К 1740 г. она была вновь перестроена и открыта для прихожан. Тогда церковь в основном и приобрела тот вид, который она имеет сейчас. Он довольно характерен для русского храмового зодчества конца XVII-начала XVIII вв. Внешне его отличает некотороя усложненность декора, насыщенность элементами как национального, так и западноевропейского происхождения. В облике храма особенно притягательным является присутствие неизгладимых черт новогородского стиля: незамысловатой, трогательной простоты, одушевленной наивным чувством, и вместе с тем - глубокой святости, внутренней чистоты и тепла, столь близких и родных русскому сердцу. Особенно притягательным и близким такое сочетание нитей в душе человека были близки Федору Михайловичу Достоевскому, который сумел так ярко их воплотить в образах своих любимых персонажей - Сони Мармеладовой, князя Мышкина, Алеши Карамазова, людей истинно русских и православных. Не случайно, поэтому избирает он Георгиевский храм, постоянно проживая в Старой Руссе неподалеку от него, приходским - для себя и своей семьи. Находясь в храме, Ф.М.Достоевский участвует во время богослужений в подлинной, по его убеждению, жизни во Христе и соборном единстве друг с другом. Здесь он приобщается великим Христианским Таинствам, а в 1872 году крестит своего младшего сына Алешу. Другой причиной тому послужила духовная близость великого писателя с настоятелем церкви - отцом Иоанном Румянцевым, "достойнейшим из достойнейших священников, какого я только когда-нибудь знал", - как писал о батюшке сам Ф.М.Достоевский. Отец Иоанн Румянцев, глубоко чтивший Достоевского как писателя, после его кончины становится, совместно с женой почившего Анной Григорьевной, инициатором создания школы его имени, которую сам же возглавляет одновременно с ее открытием в 1883 году. Школа эта, существовавшая при церкви святого Георгия в собственном здании, в 1896 году становится двухклассной и предназначается для девочек из небогатых семей - с тем, чтобы они, получив образование, смогли нести далее свет духовного просвещения. Одновременно со школой под сенью Георгиевской церкви стараниями того же отца Иоанна Румянцева в 1885 году возникает общество Феодора Тирона, названное в честь небесного покровителя великого писателя, которое своей основной целью ставило организацию публичных чтений религиозного характера и распространение духовных знаний путем создания библиотеки. В 1910 году храм Великомученика Георгия Победоносца торжественно отмечал свое 500-летие. Перед этим он был несколько обновлен; почти полностью (за исключением древней алтарной части) был перестроен его Благовещенский придел. После октябрьского большевистского переворота Георгиевская церковь, как и другие в городе, подверглась унизительным гонениям и надругательствам над собой со стороны бесчинствующей власти. В 1931 году (по другим источникам - в 1938 году) храм был безбожными властями закрыт. Вновь богослужения стали совершаться в Георгиевской церкви после оккупации города - в 1941 году. В послевоенное время общине верующих удалось отстоять свой храм и сделать его с 1945 года постоянно действующим, собрав здесь многие реликвии из разоренных войной и советской властью других церквей города. В их числе был один из списков чудотворной иконы Старорусской Божьей Матери, который также прославился своим чудотворениями, почитаемый образ Покрова, Цареградской Божьей Матери, а также резной иконостас XVIII столетия с иконой Георгия Победоносца, написанной в XVI веке. Во время реставрационных работ были расчищены некоторые из настенных росписей, которые мог видеть Ф.М.Достоевский во время своего молитвенного предстояния перед Богом. Ныне церковь Георгия Победоносца, которая долгое время оставалась единственным источником христианской духовности и религиозного благочестия в городе, переживает свое возрождение, постоянно принимая в свое лоно льющийся широкий и нескончаемый поток все новых членов Церкви, стремящихся к истинно праведной жизни с Богом. В связи с этим, благодаря деятельным усилиям клира и прихожан, в конце 80-х годов близ церкви была построена новая часовня во имя Николая Мирликийского, в которой совершается таинство крещения. Открыта при храме своя богадельня. Был также открыт класс для воскресной школы, где (как и в былые времена) для детей проповедуется Слово Божье, проходят занятия. Молитвами священнослужителй и всех прихожан церковь обрела под защитой Великомученика Георгия и под Покровом Матери Божьей Старорусской свое прежнее значение духовного пастыря в общественной жизни города. Архимандрит АГАФАНГЕЛ Православный искусствовед 1991 г. |
|
|||||||