СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР.
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Путь к храму

ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

Символом красоты и святости древнего града Старая Русса. его духовного величия является соборный храм Воскресения Господня. Основанный сравнительно недавно, в начале царствования Петра Великого, он тем не менее обладает более древней историей. Она восходит к тем незапамятным временам, когда здесь, на его месте была построена церковь во имя Покрова Богородицы, праздника, который не случайно был особо почитаем на Руси. Именно под покровом Матери Божией храм, возведенный из дерева, остался невредимым в лихую годину польского, а затем шведского разорения начала XVII века, обратившего в пепел и руины один из богатейших в то время русских городов. Немногие из уцелевших его жителей, вероятно, увидели также в этом чудесном спасении и сохранении церкви особую милость, знамение и перст Божий и потому ее сделали главным, соборным храмом в городе.

В конце того же столетия, когда Старая Русса вновь стала многолюдным городом, Покровскую церковь, небольшую по своим размерам, в соответствии с ее назначением - собирать все городское население в особо торжественных случаях - решили перестроить заново. На ее месте в 1692 году по благословению Новгородского митрополита Корнилия, заложен был новый обширный храм в честь Светлого Христова Воскресения, завершенный строительством, как гласят документы того времени, радением и тщанием старосты церкви Покрова Михаила сына Федорова Сомрова со прихожане в лето 1696 года. В воспоминание о бывшей здесь ранее церкви один из его придельных алтарей, расположенный с севера, получил название Покровского. Другой (южный), Иоанно-Предтеченский алтарь, равно как и основной, главный алтарь собора также усналедовал имя от храма, находившегося неподалеку от того места, где он был построен. Покровский алтарь был устроен первым и был освящен по благословению митрополита Евфимия в октябре 1697 года. В нем единственно совершались храмовые богослужения вплоть до 1705 года, когда с благословения Новгородского владыки Иова освящен был Старорусским архимандритом Серапионом главный алтарь собора, а в 1708 году при том же митрополите - второй придельный алтарь во имя Рождества Иоанна Предтечи.

Молитвенная жизнь, происходившая в храме, а также ему принадлежащие святыни привлекали к себе многих именитых гостей города. Так, достоверно известно, что здесь бывал Петр Первый, который горячо молился перед древним образом Покрова Божией матери, перенесенным в собор из Покровской церкви. Посещала храм во время своего пребывания в Старой Руссе и Екатерина II, а также почти все последующие русские императоры и члены их семей.

Особым почтением пользовался Воскресенский собор и со стороны жителей города, которые неустанно радели о его благоукрашении и приумножении его духовных сокровищ. В 1788 году 4 мая в собор торжественно при огромном стечении верующих людей был перенесен из Тихвина верный список чудотворного образа Старорусской Божией Матери, созданный ранее по заказу городского мещанина, соборного старосты Ильи Петровича Красильникова. Сей список впоследствии также прославился своими чудотворениями.

В 1797-1801 годах благодаря попечительству того же Ильи Красильникова возле храма вместо прежней ветхой была построена новая, первоначально - трехъярусная колокольня. В 1811 году в ее верхнем ярусе устроены были звонящие часы с 8 колоколами, изготовленными тульскими мастерами на средства старорусского купца Михаила Сомрова.

В 1828-1833 годах по ходатайству горожан Воскресенский собор с Высочайшего разрешения императора Николая I на пожертвованную им сумму и вклады жителей был перестроен - вследствие его тесноты и обветшалости - по проекту выдающегося русского зодчего Василия Петровича Стасова. Ему были приданы черты только еще зарождавшегося в то время русско-византийского стиля: храм приобрел более торжественный и величественный характер. Почти одновременно с этим в 1835 году на средства города надстроен был также и четвертый ярус колокольни. Последний раз облик собора подвергся существенным изменениям уже в начале 20-го столетия - после произведенного в нем под присмотром Императорской Археологической Комиссии капитального ремонта на средства жертвователей; причиной была просадка фундамента и появление трещин, что грозило храму обрушением.

Внутри собора в разное время устроены были резные золоченые иконостасы. Его стены к концу XIX века почти полностью (за исключением приделов) украшала собой живопись. Храму Воскресения Господня его прихожанами, а также странствующими богомольцами были пожертвованы многие иконы, некоторые из которых обладали способностью оказывать особое благотворное воздействие на верующих людей и потому ими были особо чтимы (чудотворный образ Цареградской Матери Божией, образы Скорбящей Матери Божией, Страшного Суда и др.).

В 1904 году Воскресенский собор, который действительно являлся средоточием духовной жизни в городе, в ознаменование его заслуг перед народом Божием был удостоен великой чести посещением и служением в нем истинного подвижника нашей веры и ее защитника отца Иоанна Кронштадского, также приподнесшего в дар храму принадлежавший ему образ Смоленской Божией Матери (ныне эта икона находится в Георгиевской церкви).

Совсем иное отношение испытал к себе храм Воскресения после октябрьского большевистского переворота. В первые годы начавшихся страшных гонений на Церковь в нем были полностью прекращены богослужения, затем они были вновь прерваны в 1936 году - уже на долгий срок, ставший для собора временем великой немоты и запустения. В 1937 году в храме разместили краеведческий музей. В годы второй мировой войны его использовали как лазарет; иноземные же завоеватели святотатственно устроили в соборе стойла для лошадей.

Немилостиво обращались с собором и в прослевоенное время, сделав из него кинотеатр, а затем (после реставрационных работ конца 50-х - начала 60-х годов) кощунственно обратили его в склад для стеклотары. В 1985 году в Воскресенском соборе открылся официозный военно-исторический музей, который просуществовал вплоть до 1992 года.

В 1993 году случилась великая радость для всех верующих людей города: благодаря помощи Божией и тем весьма большим усилиям, которые приложил к тому настоятель церкви Святого Георгия архимандрит Агафангел, опираясь на поддержку своих добровольных помощников, единомышленников и духовных чад - от самой Старой Руссы до Москвы, Воскресенский кафедральный собор был возвращен в лоно Русской Православной Церкви. 1 октября 1993 года, в день торжественного праздника возвращения храма и его освящения возле него собралось более сорока тысяч человек - почти все население города. Люди единодушно - в некоем порыве ликования и радости - приветствовали случившееся. По сути этот день стал новой точкой отсчета в духовной жизни города - началом постепенного пробуждения веры, любви к Богу и вместе с тем великого Преображения, ознаменованного торжеством Православия.

В Воскресенском соборе под руководством архимандрита Агафангела велись большие восстановительные работы по воссозданию внутреннего убранства храма и его внешнему благоустройству.

Труд этот продолжается и ныне. Достойная глубокого почтения и славы история собора, прерванная на долгие годы по воле судеб, в наши дни начинает к нему возвращаться, обретая свой изначальный великий смысл.

Константин СМОЛЬНЯКОВ,
православный искусствовед.

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ

 

Click Here!
Get Sponsored by Russian Story