Неисповедимы пути истории. Случайно или нет, но бывало так,
что наш небольшой уездный город оказывался свидетелем больших событий и по-своему
влиял на ход истории. Так это случилось и в марте 1917 года, в самые окаянные
для России дни, по утверждению историков.
Первоначально намереваясь попасть в Ставку, царь Николай
II был вынужден изменить маршрут и оказался на железнодорожной станции Старая
Русса. Осуществит планы не дали взбунтовавшиеся войска и революционно настроенные
железнодорожники, выполняющие распоряжение созданного накануне Совета рабочих,
взявшего власть на железной дороге в свои руки.
Пока паровоз отцепили и набрали воду, царь прогуливался
по перрону. Тогда же он посетил пристанционную часовню Св.Николая. Подобных
ей было немало в то время по всей России. Благочестивые горожане, отправляясь
в путь, просили благословения у духовного покровителя и защитника всех странников,
каким в православии почитается святой Николай Угодник. О чем молился в Старой
Руссе в те тяжелые минуты своей жизни Помазанник Божий, о чем просил своего
небесного заступника, - можно только догадаться.
Потом царский поезд проследовал по направлению к дно, чудом
избежав крушения, о чем свидетельствуют документы по истории Октябрьской железной
дороги. "Навстречу поезду с целью организации крушения в 13 часов
из депо вывели свой паровоз машинист Суворов с поездной бригадой. Стрелочник
станции Полонка заметил в темноте приближающийся поезд, самовольно "расширил"
стрелку и перевел на тупик, а сам с сигналом бросился навстречу литерному
поезду. Стрелочник знал только, что поезд обычный, пассажирский, а кто в нем
ехал, естественно, знать не мог. Паровоз влетел в тупик и остановился. Паровозной
бригады на нем не оказалось. Они, открыв регулятор перед самой станцией Полонка,
покинули паровоз". Судя по этим сохранившимся документальным записям,
так неизвестный стрелочник спас жизнь императора, и литерный поезд все-таки
прибыл на станцию Дно. Именно там Николай II был арестован, а назавтра, 2
марта 1917 года, он отрекся от престола. Известно, что мнения историков и
современников по поводу этих событий неоднозначны, во многом эти мнения расходятся,
и история расставила здесь не все точки над "i".
Ученым еще предстоит дать оценку тем дням, повернувшим историю
вспять. Как живое напоминание об ушедшей России, о приезде царя в Старую Руссу
стояла у старорусского вокзала путевая часовня. Сработанная накрепко, она
могла просуществовать до наших дней, но в годы войны была разрушена буквально
до основания. Долгое время наши краеведы не могли восстановить даже ее название,
хотя сохранился старинный снимок вокзала с часовней.
Еще одна страница в книге истории нашего города могла оказаться
безвозвратно утерянной, - если бы еще один Николай, наш земляк и современник.
Ничего в ту пору не зная о своих славных тезках, имевших к истории часовни
прямое отношение, он взялся восстановить утраченную святыню - путевую часовню.
Сам по профессии водитель, предприниматель Николай Широков считает, что лучшей
памяти всем погибшим на трассе и быть не может. Шоферская работа связана с
риском. "Не ты, так в тебя,"- невесело шутят между собой водители.
Без покровительства высших сил тут не обойтись. И как будет здорово, отправляясь
в путь далеко от дома, зайти в часовню, попросить у Бога легкой и удачной
дороги!
Начиная дело по восстановлению, Николай даже не мог предвидеть,
какую заботу берет на свои плечи. Надеялся на то, что единомышленников будет
гораздо больше, ведь строительство и восстановление храмов было на Руси традиционно
делом всенародным. И делом, бесспорно, благим, ведь имена строителей поминаются
вечно, пока стоит храм, - каждый день, каждую службу.
Сейчас уже выстроены кирпичные стены, руками умельцев изготовлен
деревянный каркас для купола. Предстоит отделка, штукатурка стен, обустройство
сквера вокруг часовни. Лишними не окажутся ни одни руки - всем найдется дело!
Те, кому доводилось быть на вокзальной площади, видели в
окне незаконченного здания кирпичной кладки выставленную табличку с номером
телефона: 2-14-58. По нему может позвонить любой, у кого лежит душа принять
участие в хорошем деле - в возрождении в Старой Руссе путевой часовни.