СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Эхо войны

ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ “СЛУЖИТЕЛЯ ПОДНЕБЕСЬЯ”

Григорий Георгиевич Аверьянов во время войны был летчиком-испытателем. Он награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды и 6 медалями. После войны 15 лет работал начальником летно-испытательной станции 123 АРЗ. Григорий Георгиевич летал на самолетах пятидесяти (!) типов, в том числе на немецком Ю-52 и американском Б-29.

В 1946 году, первом году мирной работы, авиационной ремонтной мастерской, которая была предтечей нынешнего 123 АРЗ, было поручено освоить ремонт транспортно-пассажирских самолетов ЛИ-2, созданных на основе американских “Дугласов”, и поршневых двигателей к ним. Дело продвигалось медленно, еще не все цехи были введены в строй, запасных частей не хватало, да и специалистов было маловато. Любая ошибка ремонтников могла привести к гибели людей, и все, кто принимал участие в освоении новой техники, понимали всю ответственность этой работы. Руководство мастерской принимало меры по улучшению технического обучения личного состава и учета индивидуальных качеств каждого работника, занятого сборкой систем и агрегатов двигателей и самолетов. И вот 7 февраля 1946 года на аэродроме в Старой Руссе было проведено испытание в воздухе первого самолета ЛИ-2, прошедшего полный капитальный восстановительный ремонт на 184 центральной ремонтной базе ВВС (так в том году стали именовать бывшую ремонтную мастерскую). Испытание проводили начальник летно-испытательной станции (ЛИС) майор Г. Г. Аверьянов, летчик-испытатель капитан С. А. Ануфриев, штурман майор М. А. Боровков и стрелок-радист Н. А. Терехов. Они дали отремонтированной машине отличную оценку.

Первым экипажем проходившего испытания ЛИ-2 руководил первоклассный летчик Григорий Георгиевич Аверьянов. Дядя Гриша Аверьянов, как до сих пор называют его на заводе, называют ласково, с любовью и уважением. В этом году в День Воздушного Флота России Григорий Георгиевич отметит свое 90-летие!

Это же надо было умудриться родиться в свой профессиональный праздник, восхищаются многие. Видно, сам Бог на роду написал быть дяде Грише летчиком. Но далеко не всем известен такой факт из биографии летчика. Оказывается, ни он, ни его преданная спутница жизни Евдокия Ивановна не знают точной даты своего рождения. Так сложилась неспокойная кочевая судьба этих двух людей. Еще в юности, потеряв все метрические свидетельства из-за перипетий военного времени и по другим житейским обстоятельствам, они вынуждены были восстанавливать метрики и датами рождения выбрали: она — день своей святой преподобномученицы Евдокии, а он — самый главный для него праздник — день своей профессии. Потому что авиация стала смыслом и главным занятием всей его жизни...

Говорят, настоящий летчик не может не летать. Для него подниматься в воздух — это настоящий праздник, без этого он не может жить, как без воздуха дышать. “Праздничные” будни после первого испытания ЛИ-2 длились для начальника ЛИС Григория Аверьянова до 1959 года, когда на авиаремонтном заводе был завершен ремонт и испытания машин этого типа. Им на смену пришел двухмоторный реактивный ИЛ-28, и все, кто был занят в испытаниях ЛИ-2, бьии списаны на “землю”. Летная жизнь экипажа Аверьянова закончилась.

Но это только про крылатые машины сказано: “только в полетах живут самолеты”. Авиаторы вынуждены ходить по земле, жить обыкновенной земной жизнью, летая в мечтах и во сне. И далеко не всегда эта жизнь бывает легкой и безоблачной, как небо при летной погоде; Были и у Г. Г. Аверьянова с супругой свои непростые будни, но житейские невзгоды преодолевать помогали взаимная любовь, верность, глубокое уважение друг к другу. Семья у них дружная, это все в Городке скажут. В былые годы семьи военнослужащих очень между собой дружили. Все праздники встречали вместе. Приехав в еще неотстроенную Старую Руссу, они своими руками и любовью созидали свой неустроенный быт, помогая друг другу преодолевать все сложности. Как вспоминают друзья Аверьяновых супруги Ануфриевы (летчик-испытатель капитан Степан Андреевич Ануфриев был вторым пилотом в экипаже Аверьянова), война застала Григория Георгиевича в Монголии, где он служил и преподавал в летном училище. Ему повезло: жена и боевая подруга всю войну была с ним рядом. В Руссу Аверьяновы приехали после московского НИИ, Ануфриевы — из Астрахани. Квартиры получили в одном доме. Рядом был их общий фруктовый сад. Все было общее. Даже первую стиральную машинку купили одну на две семьи — жили в то время довольно скудно. Григорий Георгиевич оказался хорошим хозяином, да и как начальник он был необычайно заботливый, рачительный. О своих подчиненных он переживал, всегда вникал в их проблемы, знал их семейные обстоятельства, строго следил, чтобы механикам и прочему техническому персоналу вовремя выдавали зарплату, а личному составу — довольствие, как положено.

Никто не мог сказать, что этот человек, о летном мастерстве которого столько говорили, зазнался, заболел “звездной” болезнью, возгордился, что нередко случается с людьми такой профессии и должности. На своей престижной по тем временам “Волге” Аверьянов перевозил едва ли не весь Городок! На ночь глядя, мог прийти к нему с просьбой кто-нибудь из заводских или соседей: “Дядя Гриша, сегодня родственники ночью приезжают, надо бы встретить...” И “дядя Гриша” ехал в полночь на вокзал, к поезду. А если кто-то из городковских стоял на автобусном “кольце”, а мимо проезжала “Волга” Аверьянова, голосовать не приходилось: сам Григорий Георгиевич тормозил и спрашивал: “Тебе куда? Садись, подвезу...” Простота, задушевность, бесконечное внимание к людям. Этими качествами, столь дефицитными в наши дни, природа Григория Георгиевича наделила щедро. Щедрость души уже пожилого человека продолжает удивлять. Все в Городке знают, как самоотверженно, самозабвенно продолжает дядя Гриша поддерживать все свое семейство, помогая внукам, а теперь уже и правнукам. У него одна забота: то одному нужен велосипед, то другому куртка, а то еще что-нибудь, на что всегда находится копеечка из его пенсии. Сам себе откажет, а ближним поможет, забывая о себе, живя ради других...

Много ли надо человеку если не для счастья, то просто для спокойствия и радости душевной? Наверное, не так уж много. Добрые, искренние отношения, чуточку внимания, память боевых друзей и заводчан. То, чего не хватает, дополнят память, потемневшие фотографии и страницы летописи завода. И если это есть, то, значит, жизнь удалась, значит, 90 лет прожиты не напрасно.

О. ВОЛОШИНА

(газета “Старая Русса”, 18 августа 2001 г., № 104).

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ